+7(8617)63-13-10, Факс: +7(8617)63-13-10, г. Новороссийск, ул. Набережная 43-а

Меню сайта


Инструктор по физической культуре Голова Ирина Петровна

 Уважаемые гости моей страницы, рада приветствовать Вас!

Меня зовут Голова Ирина Петровна. Работаю в качестве инструктора по физической культуре в детском саду "Гармония" более пяти лет.  Стаж педагогической работы - 30 лет. Имею высшую квалификационную категорию, награждена почетной грамотой Министерства науки и образования Российской Федерации. В 2012 году стала победителем ежегодного краевого конкурса "Лучший педагогический работник Краснодарского края".

Буду рада,  поделиться   информацией, которую специально подготовила именно для Вас!

 Консультации для родителей.

 

Физическое развитие ребенка: с чего начать?

Многие задаются вопросом: с какого возраста целесообразно начинать физическое воспитание детей? Ведь большинство родителей не ставят перед собой цель вырастить олимпийских чемпионов, для них спорт и дети – просто способ обеспечить ребенку здоровое детство и заложить в него чувство уверенности в собственных силах, привить некоторые навыки, приучить к дисциплине. Решить все эти задачи возможно при помощи правильно организованного физического воспитания детей дошкольного возраста. Прежде чем отдавать малыша в ту или иную спортивную секцию, присмотритесь к нему, обратите внимание на способности и физические возможности. Физическое развитие ребенка – дело серьезное. Необходимо посоветоваться с врачом, а также с руководителем секции или спортивного кружка, который занимается физическим воспитанием детей. А задача родителей – выслушать рекомендации специалистов и принять решение, по силам ли ребенку та нагрузка, которая ляжет на его плечи. Имейте в виду, что большая часть тренеров заинтересована в посещении их кружка максимальным количеством детей. Занимаясь физическим воспитанием детей, руководитель может уговаривать вас отдать к нему ребенка как можно раньше. Но подумайте: не повредят ли малышу чрезмерные спортивные нагрузки? У тренеров, занимающихся физическим воспитанием детей, зачастую бывают завышенные требования. Это значит, что ребенку грозит синдром хронической усталости и чувство, что он хуже других, если у него что-то не получается. Главной заповедью для родителей, решивших уделить большое внимание физическому воспитанию ребенка, должно быть «Не навреди». Спорт и дети: проблемы физического воспитания дошкольников. Физическое воспитание детей – один из вопросов, которые призваны решать как родители, так и воспитатели детских садов. Современные детские сады обычно оборудованы всем необходимым для организации физического воспитания дошкольников. Каждое утро воспитатели должны проводить с детьми комплекс спортивных упражнений, цель которых – дать малышам возможность вволю подвигаться, задействовав все группы мышц. В теплое время года физическим воспитанием детей рекомендовано заниматься на свежем воздухе. Для этого предусмотрены площадки, оборудованные бревнами, мишенями, ямами для прыжков, гимнастическими стенками и т. д. Стоит сказать об отношении некоторых родителей к физическому воспитанию в детском саду. Многие считают, что, если их ребенок подвержен частым простудам, его необходимо оградить от частого пребывания на воздухе (особенно зимой). Кроме того, желая перестраховаться, такие родители стараются надеть на свое чадо побольше теплых вещей, не учитывая тот факт, что любой садик зимой отапливается достаточно хорошо. В результате физическое воспитание в детском саду проходит для таких детей не в удобных майках и шортах, а в теплых свитерах, комбинезонах, кофтах. А ведь вспотевший от такой «заботы» ребенок рискует заболеть гораздо больше, чем тот, кого не кутают. Одна из особенностей физического воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, что один комплекс упражнений не должен выполняться более двух недель. Кроме того, физическое воспитание детей дошкольного возраста подразумевает их ежедневное участие в подвижных играх. В качестве одной из составляющих физического воспитания дошкольников педагоги называют командные спортивные игры. Они способствуют развитию физических способностей детей, быстроты реакции, а также социальных навыков и коммуникабельности. Существует еще один важный нюанс физического воспитания дошкольников. Необходимо чередовать умственные занятия с физкультурными паузами. Согласно рекомендациям педагогов, организация физического воспитания дошкольников подразумевает подобные паузы через каждые 20 минут. А если малыш не посещает детский сад? Физическим воспитанием дошкольников необходимо заниматься дома, если ребенок по каким-либо причинам не ходит в детский сад. Существуют утвержденные программы физического воспитания детей, по которым можно проводить самостоятельные занятия с малышом. Узнать содержание программ физического воспитания детей дошкольного возраста можно у детского врача или сотрудников детского сада. Доказано, что правильное физическое воспитание детей дошкольного возраста напрямую влияет на нормальное развитие ребенка и его рост. Очень важно уделять большое внимание физическому воспитанию детей дошкольного возраста на свежем воздухе: это способствует закаливанию детского организма, избавляет малыша от многих болезней. Спорт и дети: в какую секцию отдать? Задумываясь над проблемами физического воспитания своего ребенка, родители часто оказываются перед выбором: в какую спортивную секцию записать сына или дочку? Успех физического развития ребенка нередко зависит от «точности попадания». Не стоит руководствоваться при выборе решением своих знакомых или друзей и вести своего ребенка в ту же секцию, куда те отдали своих детей. Присмотритесь к особенностям характера своего чада при выборе направления физического воспитания ребенка. Если у него хорошо развиты навыки общения, если он в любом коллективе чувствует себя, как рыба в воде, ему отлично подойдут командные виды спорта: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол и т. д. Для организации физического развития ребенка, который является выраженным лидером и не привык делиться своими победами, оптимальным вариантом станет секция художественной или спортивной гимнастики, теннис. Для достижения успехов в этих видах спорта потребуются личные усилия ребенка. Если вы хотите заниматься физическим воспитанием детей гиперактивных, склонных к дракам и конфликтам, можно обратить внимание на секции единоборств. Здесь ребенок сможет выплеснуть излишки энергии и избавиться от своей агрессии. Если вы озабочены проблемами физического воспитания тихого, замкнутого и застенчивого ребенка, не спешите принуждать его заниматься командными видами спорта в надежде, что он станет более общительным. Скорее ему придется по душе конный спорт или плавание. Эти же виды спорта отлично подойдут и слишком эмоциональным, вспыльчивым детям, чьи родители стремятся воспользоваться физическим воспитанием детей для укрепления их здоровья.

 

Формирование здорового образа жизни    у дошкольников

     Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно до семи лет идёт интенсивное развитие организма. В становление функциональных систем организма закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей знания и практические навыки здорового образа жизни. Приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни, а также устои и потребности в регулярных занятиях. Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умение я напрягаться без ущерба здоровью, элементарно корректировать своё эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности, в образовательную, что в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка.    
   Здоровье – это не только отсутствие болезненного состояния, оптимальной     работоспособности, эмоционального тонуса, но и фундамент будущего благополучия личности. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду, являются формирования у них представлений о здоровье- одной из главных ценностей жизни. Педагоги и родители должны научить ребёнка правильному выбору в любой ситуации. Только полезному для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. Эти задачи должны решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
Двигательная деятельность,  прогулки. Рациональное питание, соблюдение правил гигиены. Правильное питание обеспечивает нормальное телосложение и развитие организма. Следующий фактор здорового образа жизни – закаливание. И действительно использование естественных сил природы приводит к тому, что человек делается закалённым, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды. 
Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников:

  • Формировать представления о том, что быть здоровым хорошо, а болеть плохо.
  • воспитывать навыки здорового поведения, двигаться , есть побольше овощей и фруктов.
  • Мыть руки, не злиться , не волноваться, быть доброжелательным. Больше бывать на свежем воздухе.
  • Развивать умение рассказывать о своём здоровье, вырабатывать навыки правильной осанки.

В настоящее время пути и средства оздоровления детей – дошкольников сводится в основном к комплексу профилактических мероприятий, т.е. утверждается принцип «Здоровье—это отсутствие болезней». Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит только от здравоохранения и более чем на половину - от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста.
Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, возможные патологии здоровья и пути их исправления; основы управления собственным здоровьем и выживания в современных условиях жизни, т.е. уже с раннего возраста ребенок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, учителем, психотерапевтом, тренером. Он должен получить базовые знания, которые помогут ему в дальнейшей жизни.
Учиться управлять своим здоровьем следует с самого рождения, и успех такого обучения на начальном этапе зависит от знаний и умений воспитателей и родителей, которым, к сожалению иногда не хватает соответствующей информации о методах сохранения и защиты здоровья у детей.
Содержание воспитания здорового образа жизни у дошкольников

  • Дать представление о человеке: о себе, мальчиках и девочках, близких родственниках.
  • Познакомить с частями тела человека (голова, туловище, руки, ноги, глаза, уши ит.д.). Каждая часть тела выполняет определенные функции.
  • Учить детей мыть руки перед едой, после загрязнения, следить за чистотой лица, учить чистить зубы, содержать в порядке нос.
  • Учить пользовать индивидуальным полотенцем, носовым платком, зубной щеткой, расческой, соблюдать опрятность в одежде, обуви.
  • Учить тщательно, пережевывать пищу, не разговаривать во время еды, пользоваться салфеткой, сохранять правильную осанку за столом.
  • Учить детей при появлении болей обращаться за помощью к взрослому.
  • Разъяснять детям важность для здоровья сна, питания гигиенических процедур, движений, закаливания.
  • Отмечать значение тренировки мышц для здоровья человека.
  • Знать подбор упражнений для того, чтобы сталь ловким, сильным, выносливым, быстрым, гибким.
  • Знать правила сохранения правильной осанки и подбор упражнений для укрепления мышц спины, плечевого пояса, позвоночника.
  • Знать упражнения для предупреждения плоскостопия.
  • Учить детей отворачиваться при чихании кашле, пользоваться при этом салфеткой или носовым платком.

Проявление осторожность в общении с незнакомыми людьми.
Для сохранения психического здоровья необходимо заботится о профилактике неврозов у детей. Важными факторами профилактики невроза являются здоровый психологический климат в семье и в ДОУ, благожелательная психологическая атмосфера в межличностных отношениях и соблюдение правильно организованного гигиенического режима (гигиена сна, утренняя гимнастика, утренняя водная процедура, регулярный прием пищи, ежедневные прогулки).
Одно из главных условий – нормальный ночной сон. Чтобы его организовать необходимо, придерживаться следующих правил:
Ребенка необходимо приучать ложиться в одно и то же время.
За час-полтора до отхода ко сну следует уменьшить поток впечатлений (телевизор,радио т.д.)
За 30-40 минут до сна можно спокойно погулять.
Перед сном рекомендуется принимать теплые ванны продолжительностью 8-10 минут.
Помещение, в котором спит ребенок, должно быть хорошо проветрено.
Родителям не стоит забывать о том, что они являются примером для подражания во все периоды жизни для их малыша, и от того как поведет себя мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и построение жизненных принципов ребенка.

 

Совместные занятия спортом детей и родителей

   Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры. И сами родители в большинстве своем самокритично оценивают свое участие в физическом воспитании детей, ссылаясь при этом на ряд причин, которые мешают им проявить себя более достойно.Действительно, часть родителей не имеет достаточной физкультурной подготовки. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Все это хорошо. Плохо то, что часто на этом и успокаиваются, полагая, что хорошее здоровье ребенка уже будет обеспечено автоматически. А на деле выходит, что чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую порождают бытовую лень, ослабляют их здоровье, уменьшают их работоспособность. В физическом воспитании главным является формирование физкультурно-гигиенических навыков. Навыки четкого режима учебы и сна, рационального проведения свободного времени, утренняя гимнастика, водные процедуры - все это превращается со временем в само собой разумеющиеся принципы организации каждого дня. Очень полезной была бы проверка и помощь при выполнении домашних заданий по физкультуре. Важен выбор цели: взрослые должны знать, что им делать конкретно в данное время года, в применение к возможностям ребенка, тогда и физическое воспитание идет успешнее. Существенно и такое обстоятельство: совместные занятия, общие спортивные интересы дают родителям возможность лучше узнать ребенка, создают и укрепляют в семье обстановку взаимного внимания и делового содружества, столь необходимую для решения любых воспитательных задач.

Совместные занятия приносят следующие положительные результаты:

  • пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
  • углубляют взаимосвязь родителей и детей;
  • предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
  • позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка.

Совместные занятия ребенка вместе с родителями спортом – один из основных аспектов воспитания.

 

Физкультура - это   сила  и здоровье

   В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения. Основная задача - снижение числа острых и хронических болезней у детей. Современное дошкольное образование требует от детей значительных физических и психических  усилий. Статистика последних  лет  безжалостна: последние 10-15 лет сохраняется тенденция ухудшения здоровья детей. Количество здоровых детей всего около 7-10%. Наиболее распространенными являются заболевания органов дыхания, патология костно- мышечного аппарата, заболевания пищеварительного  тракта. Возрастает число нарушений зрения, осанки, расстройства центральной нервной системы детей  с соответствующим ухудшением восприятия учебного материала преподаваемого в ДОУ. Физическое воспитание - неотъемлемая часть современной системы образования. Физическая культура в ДОУ служит целям всестороннего развития личности, в том числе, подготовке детей к школе. Отличительной и главной особенностью физкультуры является приоритет здоровья.  Сегодняшний день физическая культура – не погоня за результатами, а кропотливая работа воспитателям и родителей над укреплением здоровья детей.     Необходимо учитывать желание, настроение, темперамент каждого  ребенка и каждого учить саморегуляции, адаптации, релаксации. Многие взрослые  сейчас считают, что физкультура у детей – это  прихоть и пользы не приносит,  что мол школа всему научит. Они глубоко ошибаются. Именно  в детстве закладываются все основы будущего здоровья, и если ваш ребенок с детства привык заниматься физическими упражнениями, то будучи уже взрослым, это очень поможет поддерживать себя в форме,  физические упражнения как неотъемлемую часть своей жизни. Именно в детстве закладывается фундамент здоровой жизни. Групповые физические упражнения с детьми очень  отличаются от многотомных, постоянно одинаковых занятий взрослых. Все мероприятия  с детьми проводятся  в увлекательной игровой форме, иначе дети не будут хотеть заниматься, физические  нагрузки строго дозированы и зависят от возраста вашего ребенка. На базе нашего детского сада созданы все условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. Здесь они занимаются мячами, скакалкой, обручами и другим  физкультурным оборудованием; играют в подвижные игры, двигаются под музыку, участвуют в спортивных эстафетах.  Также дети  учатся общаться, развивают свои социальные навыки, укрепляют здоровье. На улице оборудована спортивная площадка для проведения спортивных мероприятий.  На прогулке воспитатели проводят эстафеты, подвижные и спортивные игры и упражнения. это позволяет избежать ряда болезней, плоскостопия, ожирения, укрепляют мышечный аппарат, развивают гибкость и эластичность организма, координацию. Умственная активность вашего ребенка напрямую зависит от его физической подготовки, иначе он будет быстро уставать и не научиться  усидчивости. Быть здоровым значит чувствовать себя хорошо  и физически и умственно. Ни  полнота, ни богатырское  сложение, ни румянец, сами по себе не являются  критериями здоровья. Суть его в гармонии физических и духовных сил, уравновешенности, выносливости, способности противостоять различным вредным влияниям.  У здорового ребенка глаза горят интересом ко всему окружающему, он улыбается, готов играть, бегать, веселиться. Он энергичен, его не страшат никакие превратности жизни.

 

Баскетбол   для  дошкольников

      Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, четкость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма, что является необходимой чертой. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения (плавание, ходьба на лыжах, катание на велосипеде катание на коньках, санках), а так же элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, теннис, бадминтон и др). Овладение всеми видами спортивных упражнений имеет важное значение для  разносторонней физической подготовленности детей. В разделе физического воспитания, действия детей  с мячом включены начиная со второго года жизни. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от группы к группе за счет  введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения.  В  подготовительной  к  школе группе, кроме подбрасываний мяча разными способами с различными заданиями, метание на дальность и в цель, предусмотрено формирование навыков ведения (отбивания мяча), ловли, передачи (перебрасывания мяча друг другу), а так же забрасывания мяча в корзину. Упражнения  в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности. Согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать. Бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать  усилие с расстоянием, развивают выразительность движений, пространственную ориентировку. В играх с мячом  развивают   физические качества ребенка: быстрота, прыгучесть, сила. В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных  движений. Игра с мячом – это своеобразная  комплексная гимнастика. В ходе их дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках.  Выполняются эти движения в постоянно изменяющейся  обстановке. Это способствует формированию у детей дошкольного возраста умений  самостоятельно применять движения  в зависимости от условий игры.  У них еще слабо развита способность  к точным движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества.  Упражнения  и игры  с мячом при соответствующей организации их проведения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Упражнения  с мячами  различного веса и объема развивают на только крупнее, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для готовящегося к обучению к школе.  При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной  нервной  системы и всего организма. В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно- волевых черт детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические пробуждения, воспитывают выдержку. Знакомясь с условиями игры, ребенок усваивает, что не он один хочет действовать с мячом, попадать им в корзину,  что его действия должны способствовать успеху всей команды. Рады интересов команды ребенку часто приходится передавать мяч партнеру, когда  тот имеет более благоприятные условия для  ведения успешной игры.  Необходимость принимать быстрые, разумные решения, правильно их реализовать в игре способствует воспитанию уверенности, решительности. В игре ребенок всегда имеет возможность испытывать свои силы и убедиться в успешности действия.  При обучении игре в баскетбол используются самые разнообразные действия с мячом, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все  группы мышц  ребенка.  Например, при передвижении по площадке ( с мячом или без мяча) ребенок упражняется в беге с ускорением, с изменением направления, в беге в сочетании с ходьбой, с прыжками, в беге приставным шагом (вперед, спиной вперед, в сторону) и т.д.  Действия бросания мяча в высоко расположенную цель по структуре близко тому, которое ребенок совершает, стремясь достать высоко подвешенный предмет. Подвижная игра с мячом требует определенного напряжения мыслительной деятельности детей: анализа ситуации, принятия решения, соответствующего обстановке, предвидения возможных действий противника. Следовательно, в подвижной коллективной игре создаются соподчинение разнообразных  мотивов действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликованно: 17 Октября 2017 22:59
Copyright © 2017 DS-Garmonia | Создание сайта - Студия Филадельфия