+7(8617)63-13-10, Факс: +7(8617)63-13-10, г. Новороссийск, ул. Набережная 43-а

Меню сайта


Интегративная школа детства в "Гармонии"

XXI век – эпоха передового движения технологических и научных нововведений.    На сегодняшний день время диктует педагогам двигаться в направлении инновационного прогрессивного мышления, поэтому попытки внедрить различные инновации и усовершенствовать технологии в образовании ведутся непрерывно.

 Переформатирование  педагогического сознания сотрудников нашего детского сада произошло безболезненно, в инновационном режиме коллектив начал активно работать еще с 2002 года. Подтверждение тому – неоднократные победы в краевых конкурсах инновационных образовательных проектов среди дошкольных учреждений Краснодарского края.

2014 год не стал исключением, и МБДОУ № 8 «Гармония» вновь получил статус  инновационной экспериментальной площадки. Приоритетным направлением инновационной деятельности нашего детского сада на сегодняшний день являются  открытые, доверительные формы партнерства с семьями воспитанников с разными вариантами развития  в поле деятельности проективной площадки «Интегративная школа ДЕТСТВА».  Актуальность выбранного инновационного направления работы продиктована нормативно-правовой номенклатурой и социальными запросами родительского сообщества. Федеральный закон №273 «Об Образовании», Федеральные государственные стандарты дошкольного образования нацеливают дошкольные организации на сотрудничество с  семьями воспитанников с  целью обеспечения высокого качества образования,   поэтому «Гармонией» был взят стратегический курс на создание единого интерактивного пространства родительского сообщества и детского сада.  В статье мы детально поговорим о креативной системе партнерства с семьей,  об образовательных продуктах, полученных в результате совместной  работы с родителями, имеющих детей с разными вариантами развития.

 Вкратце, хотелось бы немного сказать об уникальности нашего учреждения, представляющей собой полиструктурную организацию, состоящую из 4 структурных подразделений: Консультативная служба ранней помощи, «Лекотека», группа кратковременного пребывания «Особый ребенок», десяти дошкольных групп профильного и общеразвивающего типа.  Исходя из этого, становится понятно, что наш сад является благодатной средой, в которой гармонично развиваются обычные дети  и дети с особенностями в развитии с 2-х месяцев и до 7 лет.  Соответственно проект «Интегративная школа детства» способствует налаживанию  доброжелательных и открытых отношений и между родителями, имеющих детей с разными образовательными потребностями.

История рождения первых плодов проективного сотрудничества с родительским сообществом на всех ступенях образовательной вертикали  нашего учреждения началась с мониторинговой работы по выявлению истинных потребностей и запросов каждой семьи. Было принято решение о необходимости выделения специального помещения, где будет возможно не только проводить детекционные мероприятия, но и планировать и разрабатывать образовательные проекты  совместно с родителями.

       Так появилась студия «Учимся вместе», где рождаются  совместные образовательные проекты, исходя из запросов каждой семьи. С этой целью нами, кроме традиционно используемых методов был применен модифицированный  социологический метод «Фокус-группа». Данный метод явился оптимальной и достаточно продуктивной технологией  выявления потребностей и запросов семьи из каждой структурной вертикали нашего учреждения. Возможность глубокого интервьюирования родителей в формате «Фокус-группы» послужило средством унификации деятельности наших специалистов по выявлению социально-психологической информации, обеспечивающей плодотворную базу для  реализации совместных образовательных проектов с родителями. С целью получения объективных данных по результатам детекции запросов и потребностей всего родительского сообщества нашего сада использовались и другие методы, указанные в представленной схеме. (рис.1.)

После проведенных мониторинговых  мероприятий с родителями   на базе структурного подразделения «Консультативной службы ранней помощи»   появились   продукты совместной образовательной деятельности с родителями: программа «Открытая игровая площадка», аудиолекционный материал «Популярная психология для родителей», авторские книги родителей особых малышей «Антология родительских побед» 

 Подробнее остановимся на «Открытой игровой площадке». Данная форма представляет собой модель образовательной импровизации, как следствие проекции реальных психолого-педагогических потребностей родителей малышей с разными вариантами развития. Разнообразное игровое пространство площадки позволяет каждому ребенку   и родителям выстраивать самостоятельную игровую деятельность при косвенном или активном участии специалистов.  «Открытая игровая площадка» открывает возможность родителям быть более доступными для своих детей, помогает наладить отношения в диаде «Родитель» - «Ребенок». В процессе совместной деятельности в поле «Открытой игровой площадки»  родители активно общаются друг с другом,  со специалистами по актуальным вопросам, связанным с воспитанием и развитием  малышей.

    Возникающие у родителей вопросы и их обсуждение способствовали появлению аудиолекций «Популярная психология для родителей» и авторских книг «Антологии родительских побед».

     Не менее интересными и, безусловно, победоносными стали  образовательные проекты  и на дошкольных площадках «Гармонии».  Одним из первых таких инициативных форм стал совместный исследовательский и творческий проект   с родителями «Я - исследователь». Родители всех групп приняли активное участие в этом общесадовом мероприятии, представив на заключительном этапе свои проектные работы, где ребенок сам рассказывал о той исследовательской работе, которая была проделана  вместе с родителями.  Несомненно данное совместное экспериментальное мероприятие  способствовало повышению творческой исследовательской активности детей и их родителей, формированию активной     жизненной позиции в вопросах исследовательской и проектной деятельности детей.            Захватывающей чередой прошли проекты творческой инициации наших родителей: «Театр и дети», «Поем вместе», Живой микрофон», «Палитра мастерства».   Без внимания родителей не осталась и тема спортивного развития наших детей, поэтому увлекательно и достойно прошло совместное мероприятие: «Спортивные надежды».

  В заключение, семьи наших воспитанников проинициировали стержневой полномасштабный образовательный проект «Хроники военных лет», приуроченный к 70-ти летию Победы в Великой Отечественной войне.  Патриотический образовательный проект условно был разделен на два мероприятия: акция «Посади дерево с ветераном ВОВ» и подготовка экспозиционного материала для  минимузея «Хроники военных лет».

  Родителями из каждой дошкольной группы детского  сада были разработаны интересные и познавательные материалы проектирования экспозиции по темам: «Как рассказать о Войне», «Через года, через века – помните», «Дети войны», «Мы помним, мы гордимся», «Помним подвиг твой, солдат», «С днем Победы». Но с особым  трепетом родители отнеслись к творчеству в создании миникниги «Устами правнуков Победителей». Это новая и по-настоящему ценная форма запечатленного диалога родителя со своим ребенком. Живой разговор о подвиге родных и близких людей, отраженный в книге, показывает как в легкой, непринужденной форме приобщать  маленьких детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Содержание каждой книги естественно пронизано непосредственными комментариями детей, их оценками и анализом страшной истории. Книга самобытна,  что делает ее бесценным литературным творением для минимузея «Гармонии»  и личных библиотек  семей наших воспитанников.

 Безусловно, перспектива дальнейших совместных образовательных проектов  жизнеспособна и определена  по различным направлениям работы, в том числе и по долгосрочным программным проектам. В ближайшие сроки планируется запустить в реализацию коалиционные формы работы в разрезе кружковой работы: «Гончарная мастерская», «Логопедические досуги».

    В целом, благодаря проекту «Интегративная школа детства», можно с уверенностью говорить о прогрессивном накоплении опыта совместных образовательных работ с родителями на  всех ступенях образовательной вертикали  нашего сада.  Цель – уверенными шагами двигаться по направлению к созиданию совместных проектов и аккумуляции данного опыта, который может представлять интерес для других образовательных учреждений. Ценность представленной проективной практики заключается  в фактически равном партнерском, взаимополезном сотрудничестве семьи и дошкольного образовательного учреждения. Таким образом, проект «Интегративная школа детства» на базе муниципального дошкольного учреждения комбинированного вида №8 «Гармония» расширяет границы коалиционного творчества при активном участии партнеров-родителей, имеющих детей с разными вариантами в развитии.

В завершение статьи цитата одного из наших родителей: «Я не только мама своего ребенка, я сегодня внештатный сотрудник «Гармонии»! Интересна и ответственна моя должность!»

 

Заместитель заведующего по УВР МБДОУ № 8   Чернышенко Нина Сергеевна

 

ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ №2

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ КРАЕВОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ Краснодарского края о реализации инновационного проекта по теме: "Интегративная школа детства" за 2015 год.

Опубликованно: 04 Декабря 2016 19:14
Copyright © 2017 DS-Garmonia | Создание сайта - Студия Филадельфия