+7(8617)63-13-10, Факс: +7(8617)63-13-10, г. Новороссийск, ул. Набережная 43-а

Меню сайта


Педагог Варченко Елена Федоровна

Здравствуйте, уважаемые гости моей страницы! Вас приветствует воспитатель детского сада "Гармония". Немного о себе: работаю в группе компенсирующего вида с детьми с тяжелыми нарушениями речи; стаж педагогической работы - 30 лет; имею первую квалификационную категорию.

Буду рада поделиться с Вами опытом своей работы!

 

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ТНР

 

Консультация: «Значение развития мелкой моторики рук у детей для развития детской речи»

  Сегодня мы с вами поговорим о значении развития мелкой моторики рук в развитии детской речи, познакомимся с играми и упражнениями, при помощи которых можно развивать мелкую моторику рук ребенка.

                                                                              «Ум ребёнка — на кончиках его пальцев.»

                                                                                                             ( В. А. Сухомлинский)

Это не просто фраза, а научно доказанный факт. Именно на кончиках пальцев расположено огромное количество нервных окончаний, импульсы через которые подаются в головной мозг, где информация обрабатывается, дополняется данными различных рецепторов: зрительных, слуховых, обонятельных. И только потом ребёнок воспринимает целую картинку, предмет или действие. Педагоги вместе с известными учёными доказали, что развивая мелкую моторику, малыш быстрее учится говорить, писать, логически мыслить.

     В последнее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, они не могут  точно воспроизвести заданную позу,  не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.  Сейчас даже обувь родители покупают детям на липучках, чтобы не брать на себя труд  учить ребенка застегивать ее, завязывать шнурки.

            Следствием слабого развития общей моторики, и в частности – руки, является общая неготовность большинства детей к письму или проблемы с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Ведь как бывает. Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально - психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

      Поэтому заниматься с ним рекомендуется с раннего возраста.  Умение управлять руками — основа овладения навыками, которые необходимы ребёнку в повседневной жизни.

        Мелкая моторика нужна для развития важнейших психических процессов: памяти, восприятия окружающего мира, мышления, логики, внимания и речи.

Уровень развития мелкой моторики — один из главных показателей готовности к обучению ребёнка в школе.

Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения: сначала малыш рассматривает свои руки, потом учиться сжимать и разжимать пальцы, управлять ими, чтобы схватить игрушку или находящийся рядом предмет. По мере взросления он понимает, как правильно держать кисть или карандаш, учится рисовать, а ближе к 6–7 годам пробует писать. Конечно, некоторые моменты ребёнок сможет изучить сам, т. к. все дети любознательны и проявляют интерес к незнакомым предметам. Однако учёные и педагоги настаивают, чтобы родители занимались с ними посредством специальных игрушек и заданий, выполняли упражнения, способствующие совершенствованию мелкой моторики рук.

При недостатках развития мелкой моторики руки дети:

-Не способны  провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).

-Испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрические фигуры).

-Отсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.

          Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

Руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками, красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги. В общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки.

Как развить мелкую моторику у ребенка

Вам понадобится

- пальчиковые краски

- гуашевые краски

- кисти для рисования

- различные крупы

- конструкторы

- пластилин или тесто для лепки пластилин,

-природные материалы,

-диски с разной музыкой

-Приучайте ребенка рисовать сначала пальчиковыми красками на больших листах ватмана. Это поможет малышу научиться управлять движениями своих рук.. Пока ребенок будет учиться рисовать линии, будут разрабатываться его кисти и пальцы. Со временем выберите с ребенком раскраски  с его любимыми героями, которую чадо с удовольствием будет разрисовывать карандашами.

-Давайте ребенку возможность играть с крупами. Высыпьте на столе тонкий слой манки, научите рисовать на крупе пальчиками. Сшейте несколько мешочков и наполните их разным видом круп, ребенку будет интересно перебирать в мешочках крупинки пальчиками и сравнивать, как они шуршат. Ссыпьте два вида крупы в одну емкость и дайте ребенку задание отобрать один вид зерен в отдельную посуду.

-Разрешайте ребенку играть с различного рода баночками и бутылочками со снимающимися крышками. Пусть ваш ребенок откручивает и закручивает крышки.

-Во время купания в ванне дайте ребенку емкости, в которые он сможет набирать и переливать воду.

-Как можно чаще давайте ребенку собирать пазлы. Удерживая в руках и расставляя части картинки на свои места, ребенок сможет не только развивать свои руки, но внимательность и логическое мышление.

-Помогают развить мелкую моторику у ребенка разного рода конструкторы.

-Научите ребенка самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, шнуровать обувь. Как можно раньше дайте ребенку возможность самостоятельно кормить себя ложкой. Все эти обычные ежедневные движения руками напрямую влияют на развитие моторики ребенка.

-Дайте ребенку лист бумаги с нарисованными простыми геометрическими фигурами, чтобы ребенок мог безопасными ножницами вырезать по нарисованным линиям.

-Во время приготовления пирога или какой-либо другой работы с тестом дайте ребенку небольшой кусочек теста, который он мог бы разминать и что-то вылепить.

-Научите ребенка искусству оригами. Для детей очень важно научиться складывать, скручивать, разворачивать и перелистывать бумагу .Помните, что чем больше внимания вы уделите ребенку, тем лучше будет результат.

-Лепите из пластилина, благо сейчас в продаже много его разновидностей. Лепка развивает воображение маленького скульптора и мелкую моторику маленьких рук.

-Делайте поделки из природных материалов. Шишки, ракушки, семена и желуди – все пригодится. Возьмите небольшую пластиковую бутылку, обмажьте ее пластилином и вместе с ребенком выложите на ней разные причудливые узоры, используя крупу и семена.

-Приобретите ребенку несколько наборов для творчества. Сейчас в продаже представлено их большое разнообразие. Это комплекты для шитья, изготовления различных украшений, фресок, витражей и аппликации, конструкторы разных форм и размеров.

-В художественно–творческом развитии ребенка важную роль играет музыка. Познакомьте малыша с чудным миром детской песни и не забудьте о классической музыке. Особенно благосклонны дети к произведениям Вивальди, Моцарта и Чайковского. Понаблюдайте за ребенком, если он заинтересовался, возможно, стоит подумать о музыкальной школе. Танцы подойдут активным и общительным деткам с хорошим чувством ритма.

-Купите малышу энциклопедию с репродукциями картин великих художников. Рассматривайте и изучайте вместе с ребенком прекрасные творения живописи.

-Занимайтесь с детьми, прививайте им тягу к прекрасному с самого раннего возраста. Развивайте их творческое мышление и помогайте проявляться детскому таланту.

 

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Так для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику)?

Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития детей  и, следовательно, готовности к школьному обучению.

Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь.

Что может развивать мелкую моторику рук?

Мелкую моторику рук развивают:

-Игры с мелкими предметами

Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать — разжимать, выливать — наливать, насыпать — высыпать, проталкивать в отверстия, закручивать – откручивать и т.д.

- Перебирать  и сортировать различные крупы и семяна (рис, фасоль, горох, бобы, пшено, гречка и т. д.)

- Сматывать шерстяные или хлопковую пряжиув клубки

- Разрывать бумагу на мелкие кусочки

- «Нанизывать» бусы и пуговиц  на леску, тесьму или проволоку

- Завязывать банты

- выкладывать из камушков и ракушек на бумаге декоративные узоры, букв, геометрические фигуры

- Катать по очереди каждым пальцем камушки, мелкие бусинки, шарики.

- Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся, а вечером «заснул» - «закрылся», «спрятался») .

- Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто – то крадется, а потом быстро, как будто - бежит. Упражнение проводится сначала правой рукой, а потом левой рукой.

- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

- Махать в воздухе пальцами.

- Кистями рук делать «фонарики».

- Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

- Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались) .

- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки.

Делать самомассаж кистей рук и пальцев

Массаж пальцев начинают с большого и до мезинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Можно использовать  такие игры например:

  «Братцы» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец)

Ну-ка, братцы, кто сильнее?

Кто из вас поздоровее?

Все вы, братцы, молодцы,

Просто чудо-удальцы!        

 «Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз

Ножик должен острым быть.

Будем мы его точить,

Чтобы чистил нам морковку

И картошку на готовку. 1

 «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мерзнут ручки – ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.         

 «Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

 «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, предплечью другой руки.

Пилим, пилим мы бревно –

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.        

 «Гуси» - пощипывание руки вдоль предплечья от кисти к локтю.

Гуси травушку щипали,

Громко, весело кричали:

«Га-га-га, га-га-га!

Очень вкусная трава!»       

 «Человечки» - указательным и средними пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечью (человечки – «маршируют», «прыгают», «бегут»).

Человечки на двух ножках

Маршируют по дорожке.               

-  Проводить массаж грецкими орехами.

Предлагается:

 а) катать два ореха между ладонями.

б) прокатывать один орех растопыренными пальцами ведущей руки.

в) удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки.

г) удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.

- Делать массаж шестигранными карандашами.

Грани карандаша легко «укалывают» ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Детей учат пропускать карандаш между одним и двумя – тремя пальцами; удерживать его в определенном положении в правой и левой руке.

- Массаж «четками».

Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервную систему. В это время можно считать количество «четок» в прямом и обратном порядке.

 

- Можно поиграть с разноцветными прищепками. Для этого вырежьте из картона простейшие формы (круг для солнышка и цветка, полукруг для ежика, треугольник для елочки и т.д.) Попросите ребенка придумать что-нибудь.

 

-Увлекательно пройдут играысо спичками или счетными палочками:

- можно выкладывать узоры по образцу;

- по памяти;

-Так же проводить  разнообразные пальчиковые игры.

 Например:

Пять пальцев на руке твоей

Назвать по имени сумей.

Первый палец – боковой –

Называется БОЛЬШОЙ.

 

Третий твой палец –

Как раз посредине,

Поэтому СРЕДНИЙ

Дано ему имя.          

Палец второй –

Указчик старательный, -

Не зря называют его

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.

 

Палец четвертый

Зовут БЕЗЫМЯННЫЙ.

Неповоротливый он

И упрямый.

 

Совсем как в семье,

Братец младший – любимец.

По счету он пятый,

Зовется МИЗИНЕЦ.

И так существует очень много игр для развития пальцев рук.

-  Можно играть  в лото, мозаику, пазлы.

 

Все эти игры способствуют развитию:

- воображения, мышления, способности к анализу;

- тактильной (кожной) чувствительности;

- элементарной ловкости в обращении с мелкими предметами;

- словаря;

- предметной деятельности;

- терпения и усидчивости;

- пространственной ориентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликованно: 23 Ноября 2017 01:25
Copyright © 2017 DS-Garmonia | Создание сайта - Студия Филадельфия