+7(8617)63-13-10, Факс: +7(8617)63-13-10, г. Новороссийск, ул. Набережная 43-а

Меню сайта


Письмо Министерства Образования РФ

ОБ ИНТЕГРИРОВАННОМ ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ

С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В ДОШКОЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

ПИСЬМО

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

16 января 2002 г.

N 03-51-5 ин/23-03

(НЦПИ)

 

     Министерство направляет для использования в  работе  методическое

письмо  "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями

в развитии в дошкольных образовательных учреждениях".

     Письмо подготовлено    с    участием    специалистов    Института

коррекционной педагогики РАО.

    

Первый заместитель министра

образования Российской Федерации

В.А. Болотов

16 января 2002 г.

N 03-51-5 ин/23-03

 

 

     Демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие

системы специального образования способствовали появлению и  внедрению

в  практику  идей  интегрированного  воспитания  и  обучения  детей  с

отклонениями  в  развитии   совместно   с   нормально   развивающимися

сверстниками. В настоящее время в Российской Федерации интегрированное

воспитание и обучение детей значительно расширилось. Однако необходимо

придать  данному  процессу организованный характер,  обеспечив каждому

ребенку,  имеющему отклонения  в  развитии,  уже  с  раннего  возраста

доступную  и  полезную для его развития форму интеграции.  Внедрение в

практику  дошкольных   образовательных   учреждений   интегрированного

воспитания  и  обучения  позволяет  расширить  охват детей необходимой

коррекционно-педагогической и медико-социальной  помощью,  максимально

приблизить   ее  к  месту  жительства  ребенка,  обеспечить  родителей

(законных  представителей)   консультативной   поддержкой,   а   также

подготовить    общество    к   принятию   человека   с   ограниченными

возможностями.

     Развитие интегрированного воспитания и  обучения  создает  основу

для  выстраивания  качественно  нового взаимодействия между массовым и

специальным образованием,  преодолевая барьеры и делая  границы  между

ними  прозрачными.  При этом за каждым ребенком,  имеющим отклонения в

развитии,    сохраняется    необходимая     ему     специализированная

психолого-педагогическая помощь и поддержка.

     Особое внимание важно уделять интеграции детей раннего  возраста,

которая  способствует  достижению  ребенком с отклонениями равного или

близкого по возрастной норме  уровня  общего  и  речевого  развития  и

позволяет  ему  на  более раннем этапе своего развития влиться в среду

нормально развивающихся сверстников.

     В системе  дошкольного  образования  России  эта форма обучения и

воспитания  детей  с  отклонениями   в   развитии   должна   учитывать

современные  российские  социально-экономические условия,  особенности

отечественной системы образования и полностью исключать  "механическое

копирование"  зарубежных  моделей.  Кроме  того,  интеграция не должна

осуществляться стихийно,  она возможна лишь при наличии  в  дошкольных

образовательных    учреждениях    (далее   -   ДОУ)   соответствующего

материально-технического,   программно-методического    и    кадрового

обеспечения.    Только    совокупность   этих   условий   обеспечивает

полноценную,   грамотно   организованную   систему    интегрированного

воспитания  и  обучения детей с отклонениями в развитии.  В этой связи

наиболее адекватные условия для проведения целенаправленной работы  по

интегрированному  воспитанию  и  обучению  дошкольников  созданы в ДОУ

комбинированного вида (с функционирующими компенсирующими  группами  и

сложившимся         кадровым,         программно-методическим        и

материально-техническим обеспечением).

     Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида может

организовать  интегрированное  воспитание  и   обучение   определенной

категории  воспитанников,  например,  совместное воспитание и обучение

нормально  слышащих  детей  и  детей  с  нарушениями  слуха,  детей  с

нормальным  и  нарушенным  зрением,  нормально развивающихся и детей с

задержкой психического развития и т.п.  В каждом ДОУ  комбинированного

вида  целесообразно  предусмотреть  условия для оказания коррекционной

помощи детям со сложными нарушениями развития.  Таким образом,  даже в

небольшом  населенном пункте (особенно в сельской местности),  имеющем

всего три-пять ДОУ,  может быть  организовано  воспитание  и  обучение

практически всех категорий дошкольников, что ведет к увеличению охвата

нуждающихся детей  специализированной  коррекционно  -  педагогической

помощью и делает дошкольное образование более доступным.

     В соответствии   с   п.5   Типового   положения   о    дошкольном

образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства

Российской Федерации от 01.07.95 N 677,  в ДОУ  комбинированного  вида

могут     быть     организованы    общеразвивающие,    компенсирующие,

оздоровительные группы в разном сочетании. Однако в настоящее время, в

переходный  период  развития системы специального образования,  в силу

социально-экономических преобразований в обществе,  а также  постоянно

увеличивающегося  количества  детей  с  отклонениями  в развитии особо

актуальной становится проблема поиска новых, эффективных форм оказания

коррекционной психолого-педагогической помощи нуждающимся детям. Одной

из  таких  форм  является  организация  в  ДОУ  комбинированного  вида

смешанных групп,  где одновременно воспитываются и обучаются нормально

развивающиеся дети и дети с определенными отклонениями в развитии  (по

профилю  функционирующих  в  учреждении  групп  компенсирующего вида).

Смешанные  группы   финансируются   по   нормативам,   соответствующим

нормативам финансирования групп компенсирующего вида.

     Комплектование смешанной  группы  осуществляется   по   заявлению

родителей   (законных   представителей)   и  на  основании  заключения

психолого-педагогической и медико-педагогической  комиссий.  При  этом

общая  наполняемость  группы  сокращается;  две  трети  состава группы

составляют  воспитанники  с  уровнем   психофизического   развития   в

соответствии  с возрастной нормой,  а треть воспитанников - дети с тем

или  иным  отклонением  (например,  с   нарушениями   слуха,   зрения,

опорно-двигательного  аппарата,  интеллекта - умственной отсталостью в

степени  дебильности)*  либо  дети  раннего   возраста,   не   имеющие

выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной

нормы (в том числе дети с нарушениями эмоционально - волевой сферы).

---------------------------

    (*) Не рекомендуется  создавать  смешанные  группы  для  детей   с

нарушениями  речи.  Это связано с тем,  что данная категория детей уже

практически находится  в  условиях  интеграции.  Кроме  того,  система

специальной  логопедической помощи предусматривает занятия с логопедом

в детской поликлинике, в логопункте общеобразовательного учреждения, а

также   кратковременное   обучение  детей  с  фонетико-фонематическими

нарушениями речи в логопедических группах ДОУ в течение 0,5-1 года.

 

     Наполняемость смешанной группы зависит  от  характера  первичного

отклонения   в  развитии  и  возраста  ребенка  (см.  таблицу).  Общая

наполняемость   смешанной   группы   уменьшается   (в   сравнении    с

наполняемостью  групп,  определенных  Типовым  положением о дошкольном

образовательном учреждении).

 

    

---------------------------------------------------------------------------------------

|                       |         Количество детей в группе                           |

|-----------------------|-------------------------------------------------------------|

|     Вид нарушения     |  ясельная группа             | младшая-подготови-           |

|                       |                              | тельная  группа              |

|-----------------------|------------------------------|------------------------------|

|                       | дети с       | нормально     | дети с       | нормально     |

|                       | отклонениями | развивающиеся | отклонениями | развивающиеся |

|                       | нениями      | дети          | нениями      | дети          |

|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|

| Глухие                |   2          |     8         |   3          |     8         |

|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|

| Слабослышащие         |   3          |     8         |   4          |     8         |

|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|

| Слепые                |   2          |     6         |   3          |     б         |

|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|

| Слабовидящие          |   3          |     8         |   4          |    10         |

|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|

| С амблиопией и        |   5          |     10        |   5          |    10         |

| косоглазием           |              |               |              |               |

|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|

| Легкая форма ДЦП      |   4          |     8         |   4          |    10         |

|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|

| Другие нарушения      |   6          |     10        |   6          |    12         |

| опорно-двигательного  |              |               |              |               |

| аппарата              |              |               |              |               |

|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|

| С задержкой           |   4          |     10        |   5          |    12         |

| психического развития |              |               |              |               |

|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|

| С нарушением          |   5          |     10        |   5          |    10         |

| интеллекта            |              |               |              |               |

| (неосложненная форма  |              |               |              |               |

| олигофрении в степени |              |               |              |               |

| дебильности)          |              |               |              |               |

|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|

| Не имеющие выраженных |   6          |     12        |   6          |    12         |

| первичных отклонений  |              |               |              |               |

| в развитии, но        |              |               |              |               |

| отстающие от          |              |               |              |               |

| возрастной нормы (в   |              |               |              |               |

| т.ч. с нарушениями    |              |               |              |               |

| эмоционально-волевой  |              |               |              |               |

| сферы)                |              |               |              |               |

---------------------------------------------------------------------------------------

    

     При организации смешанной группы необходимо предусмотреть решение

ряда специфических, задач:

     - осуществление ранней,  полноценной социальной и образовательной

интеграции воспитанников с отклонениями,  в развитии в среду нормально

развивающихся сверстников путем создания  условий  для  разнообразного

общения детей в дошкольном образовательном учреждении;

     - проведение      коррекционно-педагогической,      медико      -

психологической  и  социальной работы с детьми,  имеющими отклонения в

развитии;

     - оказание   необходимой   коррекционно-педагогической  поддержки

воспитанникам,  не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии,

но отстающим от возрастной нормы;

     - обучение  родителей  (законных  представителей)  педагогическим

технологиям  сотрудничества  со своим ребенком,  приемам и методам его

воспитания и обучения; оказание им психологической поддержки.

     Содержание образовательного    процесса    в   смешанной   группе

определяется  программой  дошкольного   образования   и   специальными

(коррекционными)  программами  с  учетом  индивидуальных  особенностей

воспитанников (возраста,  структуры нарушения, уровня психофизического

развития  и  т.п.).  Педагогический  коллектив  самостоятелен в выборе

программ из  комплекса  вариативных  общеразвивающих  и  коррекционных

программ.  На  каждого воспитанника группы составляется индивидуальная

программа развития.

     Организационными формами   работы   смешанной   группы   являются

фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками,  а также  занятия

малыми подгруппами (по 2-3 ребенка),  индивидуальные занятия. При этом

воспитатели  проводят  занятия  в  первую  половину  дня  с  нормально

развивающимися  воспитанниками,  а  во  вторую половину дня - со всеми

воспитанниками группы.  По такой же схеме проводятся  физкультурные  и

музыкальные  занятия.  При необходимости воспитанники с отклонениями в

развитии обеспечиваются индивидуальными занятиями  с  инструктором  по

физическому воспитанию и музыкальным руководителем.

     Для организации работы  смешанной  группы  в  штат  ДОУ  вводится

должность  (одна  ставка)  учителя-дефектолога  (в группу с детьми:  с

нарушениями  слуха   -   сурдопедагога,   с   нарушениями   зрения   -

тифлопедагога, с нарушением интеллекта - олигофренопедагога; должность

учителя-логопеда   может   вводиться   в   дополнение   к    должности

учителя-дефектолога,  например,  в  группу  для  детей  с  нарушениями

зрения, интеллекта и т.д.). К работе с воспитанниками смешанной группы

привлекаются   также   педагог-психолог,   музыкальный   руководитель,

инструктор  по  физической  культуре,   ЛФК,   а   также   необходимый

медицинский   и   обслуживающий   персонал   (например,   сурдотехник,

медицинская сестра),  педагоги дополнительного образования.  При  этом

максимальное     количество     времени     следует     отводить    на

коррекционно-развивающие      занятия      учителя-дефектолога       и

педагога-психолога.    Рекомендации    по   организации   деятельности

педагогического и обслуживающего персонала смешанных  групп,  а  также

перечень рекомендуемой документации содержатся в приложениях 1, 2.

     В зависимости  от  степени  выраженности  и  сложности  структуры

нарушения, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей

(законных  представителей)   обучение   в   смешанной   группе   может

осуществляться  1-2  года или до его поступления в общеобразовательное

учреждение.

     В конце   каждого   года   обучения   психолого-педагогическая  и

медико-педагогическая    комиссии    по    результатам    обследования

воспитанников  группы  дают  рекомендации о дальнейших формах обучения

каждого ребенка, имеющего отклонения в развитии.

     В случае,  если  на  проведение  занятий  в  группе затрачивается

дополнительное время состоящих в штате специалистов,  оплата их  труда

производится за фактически отработанное время.

     Таким образом, ДОУ комбинированного вида позволяет обеспечить для

всех  детей с отклонениями в развитии раннюю интеграцию в той степени,

которая доступна и полезна каждому из них на данном этапе развития.

     Проведение целенаправленной   работы   по   интеграции   детей  с

отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников и возможное в

связи  с этим расширение сети комбинированных дошкольных учреждений не

означает  упразднения  ранее  созданных   дошкольных   образовательных

учреждений компенсирующего вида. Более того, такие ДОУ могут принимать

активное участие в интегрированном воспитании  и  обучении  той  части

детей  с отклонениями в развитии,  которая находится в условиях полной

интеграции.  Эти дети могут получать  квалифицированную  коррекционную

помощь через группы кратковременного пребывания (письмо Минобразования

России "Об, организации в дошкольных образовательных учреждениях групп

кратковременного  пребывания  для  детей с отклонениями в развитии" от

26.06.99 N 129/23-16).

     В подготовке   данного   материала   активное  участие  принимали

сотрудники Института коррекционной педагогики РАО.

 

    

                                                          Приложение 1

                                                                    

                             РЕКОМЕНДАЦИИ

            по организации деятельности педагогического и

              обслуживающего персонала смешанной группы

    

            1. Деятельность учителя-дефектолога (логопеда,

          олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога)

 

     Основным, ведущим   специалистом,   проводящим  и  координирующим

коррекционно-педагогическую     работу     в     группе,      является

учитель-дефектолог.    Содержание    его    деятельности    аналогично

деятельности учителя-дефектолога групп  компенсирующего  вида.  Однако

организация  коррекционно-педагогического  процесса в смешанной группе

имеет некоторые особенности. Так, учитель-дефектолог:

     - планирует  (совместно  с  другими  специалистами)  и организует

целенаправленную интеграцию детей с отклонениями в развитии в  группе,

в ДОУ;

     - консультирует    воспитателей,    музыкального    руководителя,

инструктора  по  физической культуре,  социального педагога и педагога

дополнительного     образования      по      вопросам      организации

коррекционно-педагогического  процесса  и  взаимодействия  всех  детей

группы;  помогает в отборе содержания и методики проведения совместных

занятий;

     - координирует    коррекционную    психолого-педагогическую     и

медицинскую   помощь   детям   с  отклонениями  в  развитии;  проводит

совместные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем,

инструктором по физической культуре, ЛФК и т.п.);

     - ведет необходимую документацию (приложение 2).

     Учитель-дефектолог проводит  фронтальные и индивидуальные занятия

с воспитанниками,  имеющими отклонения в развитии  или  отстающими  от

возрастной нормы,  а также подгрупповые и групповые занятия, объединяя

нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в  развитии.  При

необходимости    дети    с    ограниченными   возможностями   здоровья

(отклонениями в развитии) обеспечиваются дополнительно индивидуальными

занятиями или занятиями в малой группе - по 2-3 человека. Длительность

таких занятий не должна превышать 10-15 минут.

 

                     2. Деятельность воспитателя

 

     Деятельность воспитателя смешанной группы аналогична деятельности

воспитателя  общеразвивающей  и  компенсирующей  групп и направлена на

обеспечение всестороннего развития  всех  воспитанников  Особенностями

организации работы воспитателя смешанной группы являются:

     - планирование  (совместно  с  учителем-дефектологом  и   другими

специалистами) и проведение фронтальных занятий со всей группой детей,

включая   воспитанников   с   ограниченными   возможностями   здоровья

(отклонениями в развитии);

     - планирование (совместно с другими специалистами) и  организация

совместной деятельности всех воспитанников группы;

     - соблюдение преемственности в работе с другими специалистами  по

выполнению  индивидуальной  программы  воспитания  и  обучения детей с

ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);

     - обеспечение  индивидуального  подхода  к каждому воспитаннику с

отклонениями в развитии с учетом рекомендаций специалистов;

     - консультирование  родителей  (законных  представителей) детей с

отклонениями в развитии по вопросам воспитания ребенка в семье;

     - ведение необходимой документации (приложение 2).

 

                  3. Деятельность педагога-психолога

 

     Деятельность педагога-психолога    направлена    на    сохранение

психического здоровья  каждого  воспитанника  группы.  В  его  функции

входят:

     - психологическое обследование воспитанников;

     - участие   в   составлений   индивидуальных   программ  развития

(воспитания  и  обучения  ребенка  в  условиях  семьи  и   дошкольного

образовательного учреждения);

     - проведение        индивидуальной         и         подгрупповой

коррекционно-психологической работы с воспитанниками;

     - динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников;

     - проведение  консультативной  работы  с  родителями  по вопросам

воспитания ребенка в семье;

     - осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;

     - консультирование персонала группы;

     - заполнение отчетной документации (приложение 2).

    

              4. Деятельность музыкального руководителя

 

     Деятельность музыкального  руководителя  направлена  на  развитие

музыкальных   способностей,   эмоциональной   сферы    и    творческой

деятельности    воспитанников.   Особенностями   работы   музыкального

руководителя в смешанной группе являются:

     - взаимодействие   со  специалистами  ДОУ  (группы)  по  вопросам

организации  совместной   деятельности   всех   детей   на   занятиях,

праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.;

     - проведение занятий со всеми воспитанниками группы (в том  числе

совместно     с    другими    специалистами:    учителем-дефектологом,

педагогом-психологом, инструктором по физической культуре);

     - консультирование   родителей   по  использованию  в  воспитании

ребенка музыкальных средств;

     - ведение соответствующей документации.

 

          5. Деятельность инструктора по физической культуре

 

     Деятельность инструктора  по  физической  культуре  направлена на

сохранение и укрепление здоровья всех детей и их физическое  развитие,

пропаганду здорового образа жизни.  В смешанной группе организация его

работы предусматривает:

     - проведение  (в  том  числе  совместно  с другими специалистами)

индивидуальных,  подгрупповых   и   фронтальных   занятий   со   всеми

воспитанниками    с   учетом   их   психофизических   возможностей   и

индивидуальный особенностей;

     - планирование   совместной  деятельности  воспитанников  группы;

подготовку  и  проведение  общих  спортивных  праздников,  досугов   и

развлечений;

     - оказание  консультационной  поддержки  родителям  по   вопросам

физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;

     - регулирование    (совместно    с    медицинскими    работниками

образовательного учреждения) физической нагрузки на воспитанников;

     - ведение необходимой документации.

 

                 6. Деятельность социального педагога

 

     Направлена на обеспечение социального благополучия  воспитанников

и  их  семей.  К  специфике  организации его работы в смешанной группе

относятся:

     - осуществление преемственности между образовательным учреждением

и семьей воспитанников;

     - участие  в  изучении воспитанников и составлении индивидуальных

программ развития;

     - консультирование родителей по вопросам формирования адекватного

социального поведения и воспитания ребенка в семье;

     - изучение  социальных  условий  развития  и воспитания ребенка в

семье;

     - взаимодействие  с  педагогами,  специалистами  служб социальной

защиты,  благотворительными   организациями   по   вопросам   оказания

социальной помощи воспитанникам;

     - осуществление  комплекса  мероприятий  по   социальной   защите

воспитанников группы;

     - выявление интересов,  потребностей,  трудностей,  отклонений  в

поведении воспитанников и своевременное оказание им социальной помощи;

     - ведение необходимой документации и составление в конце учебного

года аналитического отчета о работе за год.

 

         7. Деятельность педагога дополнительного образования

 

     Деятельность педагога дополнительного образования,  работающего с

воспитанниками смешанной группы, направлена на:

     - изучение  воспитанников  с  отклонениями  в  развитии и участие

(совместно  с  другими  специалистами)  в  составлении  индивидуальных

программ развития;

     - выявление  творческих  способностей   воспитанников,   создание

условий, способствующих их развитию;

     - проведение индивидуальных,  подгрупповых и фронтальных  занятий

со всеми воспитанниками группы;

     - осуществление тесного взаимодействия с другими специалистами;

     - консультирование   родителей   (законных   представителей)   по

вопросам развития творческих способностей ребенка в условиях семьи;

     - ведение   необходимой  документации  и  представление  в  конце

учебного года отчета о проделанной работе.

 

                     8. Деятельность сурдотехника

 

     Направлена на обеспечение технического обслуживания  стационарной

звукоусиливающей   аппаратуры,   индивидуальных   слуховых  аппаратов.

Консультирует родителей  по  вопросам  использования  звукоусиливающей

аппаратуры  в  домашних  условиях  и  приспособления бытовой техники к

потребностям детей с нарушенным слухом.

 

                9. Деятельность медицинского персонала

 

     При наличии в штате ДОУ медицинских  работников  воспитанникам  с

отклонениями  в  развитии  оказывается  специализированная медицинская

помощь.

     9.1. Врач - невропатолог:

     Обследует состояние  нервно-психического  статуса   воспитанников

учреждения  (группы) и при необходимости назначает лечение;  следит за

изменениями   в   состоянии   здоровья   воспитанников   в    процессе

коррекционно-педагогического  воздействия  и  дозирует  допустимую для

каждого воспитанника нагрузку;  консультирует родителей и педагогов по

вопросам сохранения психического здоровья ребенка.

     9.2. Врач - офтальмолог:

     Обследует зрение    воспитанников,    назначает   курс   лечения,

определяет зрительную и физическую нагрузку,  дает рекомендации другим

специалистам  и  родителям  по  вопросам  офтальмологического  лечения

воспитанников    и    организации     взаимодействия     лечения     с

коррекционно-педагогической работой.

     9.3. Медицинская сестра:

     По медицинским      показаниям     осуществляет     плеопто     -

ортоптостереоскопическое лечение  зрения  воспитанников;  совместно  с

другими   специалистами   определяет   нагрузку  воспитанников  группы

интегрированного обучения и воспитания.

    

                                                          Приложение 2

    

                               ПЕРЕЧЕНЬ

            рекомендуемой документации для  специалистов,

         участвующих в интегрированном воспитании и обучении

                 дошкольников с отклонениями развитии

    

     В настоящее время перечень  необходимой  документации,  форма  ее

ведения   определяются   как   органом   управления  образованием,  на

территории которого находится данное образовательное учреждение, так и

самим   образовательным   учреждением  в  зависимости  от  реализуемой

образовательной программы.  Представленный ниже перечень разработан на

основе  многолетнего практического опыта педагогических работников ДОУ

и систематизирован.

 

            1. Документация учителя-дефектолога (логопеда,

          сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога)

    

     1. Личное дело каждого воспитанника.

     2. План организации совместной  деятельности  всех  воспитанников

группы (учреждения).

     3. Планы (перспективные, календарные индивидуальных, подгрупповых

и фронтальных занятий).

     4. Тетрадь индивидуальных занятий с ребенком  (в  ней  отражаются

структура  дефекта,  направления  коррекционно-педагогической работы и

т.д.).

     5. Тетрадь   для   записей   рекомендаций   разным   специалистам

(воспитателю, музыкальному руководителю и т.д.).

     6. Тетрадь    для    родителей    ребенка    с    индивидуальными

рекомендациями.

     В конце  учебного  года  составляются  характеристика  на каждого

воспитанника и аналитический отчет о результатах коррекционной работы.

Опубликованно: 16 Июля 2015 20:10
Copyright © 2017 DS-Garmonia | Создание сайта - Студия Филадельфия