Письмо Министерства Образования РФ
ОБ ИНТЕГРИРОВАННОМ ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ
С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
16 января 2002 г.
N 03-51-5 ин/23-03
(НЦПИ)
Министерство направляет для использования в работе методическое
письмо "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями
в развитии в дошкольных образовательных учреждениях".
Письмо подготовлено с участием специалистов Института
коррекционной педагогики РАО.
Первый заместитель министра
образования Российской Федерации
В.А. Болотов
16 января 2002 г.
N 03-51-5 ин/23-03
Демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие
системы специального образования способствовали появлению и внедрению
в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с
отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися
сверстниками. В настоящее время в Российской Федерации интегрированное
воспитание и обучение детей значительно расширилось. Однако необходимо
придать данному процессу организованный характер, обеспечив каждому
ребенку, имеющему отклонения в развитии, уже с раннего возраста
доступную и полезную для его развития форму интеграции. Внедрение в
практику дошкольных образовательных учреждений интегрированного
воспитания и обучения позволяет расширить охват детей необходимой
коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально
приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей
(законных представителей) консультативной поддержкой, а также
подготовить общество к принятию человека с ограниченными
возможностями.
Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу
для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и
специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между
ними прозрачными. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в
развитии, сохраняется необходимая ему специализированная
психолого-педагогическая помощь и поддержка.
Особое внимание важно уделять интеграции детей раннего возраста,
которая способствует достижению ребенком с отклонениями равного или
близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и
позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду
нормально развивающихся сверстников.
В системе дошкольного образования России эта форма обучения и
воспитания детей с отклонениями в развитии должна учитывать
современные российские социально-экономические условия, особенности
отечественной системы образования и полностью исключать "механическое
копирование" зарубежных моделей. Кроме того, интеграция не должна
осуществляться стихийно, она возможна лишь при наличии в дошкольных
образовательных учреждениях (далее - ДОУ) соответствующего
материально-технического, программно-методического и кадрового
обеспечения. Только совокупность этих условий обеспечивает
полноценную, грамотно организованную систему интегрированного
воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. В этой связи
наиболее адекватные условия для проведения целенаправленной работы по
интегрированному воспитанию и обучению дошкольников созданы в ДОУ
комбинированного вида (с функционирующими компенсирующими группами и
сложившимся кадровым, программно-методическим и
материально-техническим обеспечением).
Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида может
организовать интегрированное воспитание и обучение определенной
категории воспитанников, например, совместное воспитание и обучение
нормально слышащих детей и детей с нарушениями слуха, детей с
нормальным и нарушенным зрением, нормально развивающихся и детей с
задержкой психического развития и т.п. В каждом ДОУ комбинированного
вида целесообразно предусмотреть условия для оказания коррекционной
помощи детям со сложными нарушениями развития. Таким образом, даже в
небольшом населенном пункте (особенно в сельской местности), имеющем
всего три-пять ДОУ, может быть организовано воспитание и обучение
практически всех категорий дошкольников, что ведет к увеличению охвата
нуждающихся детей специализированной коррекционно - педагогической
помощью и делает дошкольное образование более доступным.
В соответствии с п.5 Типового положения о дошкольном
образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 01.07.95 N 677, в ДОУ комбинированного вида
могут быть организованы общеразвивающие, компенсирующие,
оздоровительные группы в разном сочетании. Однако в настоящее время, в
переходный период развития системы специального образования, в силу
социально-экономических преобразований в обществе, а также постоянно
увеличивающегося количества детей с отклонениями в развитии особо
актуальной становится проблема поиска новых, эффективных форм оказания
коррекционной психолого-педагогической помощи нуждающимся детям. Одной
из таких форм является организация в ДОУ комбинированного вида
смешанных групп, где одновременно воспитываются и обучаются нормально
развивающиеся дети и дети с определенными отклонениями в развитии (по
профилю функционирующих в учреждении групп компенсирующего вида).
Смешанные группы финансируются по нормативам, соответствующим
нормативам финансирования групп компенсирующего вида.
Комплектование смешанной группы осуществляется по заявлению
родителей (законных представителей) и на основании заключения
психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. При этом
общая наполняемость группы сокращается; две трети состава группы
составляют воспитанники с уровнем психофизического развития в
соответствии с возрастной нормой, а треть воспитанников - дети с тем
или иным отклонением (например, с нарушениями слуха, зрения,
опорно-двигательного аппарата, интеллекта - умственной отсталостью в
степени дебильности)* либо дети раннего возраста, не имеющие
выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной
нормы (в том числе дети с нарушениями эмоционально - волевой сферы).
---------------------------
(*) Не рекомендуется создавать смешанные группы для детей с
нарушениями речи. Это связано с тем, что данная категория детей уже
практически находится в условиях интеграции. Кроме того, система
специальной логопедической помощи предусматривает занятия с логопедом
в детской поликлинике, в логопункте общеобразовательного учреждения, а
также кратковременное обучение детей с фонетико-фонематическими
нарушениями речи в логопедических группах ДОУ в течение 0,5-1 года.
Наполняемость смешанной группы зависит от характера первичного
отклонения в развитии и возраста ребенка (см. таблицу). Общая
наполняемость смешанной группы уменьшается (в сравнении с
наполняемостью групп, определенных Типовым положением о дошкольном
образовательном учреждении).
---------------------------------------------------------------------------------------
| | Количество детей в группе |
|-----------------------|-------------------------------------------------------------|
| Вид нарушения | ясельная группа | младшая-подготови- |
| | | тельная группа |
|-----------------------|------------------------------|------------------------------|
| | дети с | нормально | дети с | нормально |
| | отклонениями | развивающиеся | отклонениями | развивающиеся |
| | нениями | дети | нениями | дети |
|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|
| Глухие | 2 | 8 | 3 | 8 |
|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|
| Слабослышащие | 3 | 8 | 4 | 8 |
|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|
| Слепые | 2 | 6 | 3 | б |
|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|
| Слабовидящие | 3 | 8 | 4 | 10 |
|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|
| С амблиопией и | 5 | 10 | 5 | 10 |
| косоглазием | | | | |
|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|
| Легкая форма ДЦП | 4 | 8 | 4 | 10 |
|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|
| Другие нарушения | 6 | 10 | 6 | 12 |
| опорно-двигательного | | | | |
| аппарата | | | | |
|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|
| С задержкой | 4 | 10 | 5 | 12 |
| психического развития | | | | |
|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|
| С нарушением | 5 | 10 | 5 | 10 |
| интеллекта | | | | |
| (неосложненная форма | | | | |
| олигофрении в степени | | | | |
| дебильности) | | | | |
|-----------------------|--------------|---------------|--------------|---------------|
| Не имеющие выраженных | 6 | 12 | 6 | 12 |
| первичных отклонений | | | | |
| в развитии, но | | | | |
| отстающие от | | | | |
| возрастной нормы (в | | | | |
| т.ч. с нарушениями | | | | |
| эмоционально-волевой | | | | |
| сферы) | | | | |
---------------------------------------------------------------------------------------
При организации смешанной группы необходимо предусмотреть решение
ряда специфических, задач:
- осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной
интеграции воспитанников с отклонениями, в развитии в среду нормально
развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного
общения детей в дошкольном образовательном учреждении;
- проведение коррекционно-педагогической, медико -
психологической и социальной работы с детьми, имеющими отклонения в
развитии;
- оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки
воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии,
но отстающим от возрастной нормы;
- обучение родителей (законных представителей) педагогическим
технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его
воспитания и обучения; оказание им психологической поддержки.
Содержание образовательного процесса в смешанной группе
определяется программой дошкольного образования и специальными
(коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей
воспитанников (возраста, структуры нарушения, уровня психофизического
развития и т.п.). Педагогический коллектив самостоятелен в выборе
программ из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных
программ. На каждого воспитанника группы составляется индивидуальная
программа развития.
Организационными формами работы смешанной группы являются
фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, а также занятия
малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные занятия. При этом
воспитатели проводят занятия в первую половину дня с нормально
развивающимися воспитанниками, а во вторую половину дня - со всеми
воспитанниками группы. По такой же схеме проводятся физкультурные и
музыкальные занятия. При необходимости воспитанники с отклонениями в
развитии обеспечиваются индивидуальными занятиями с инструктором по
физическому воспитанию и музыкальным руководителем.
Для организации работы смешанной группы в штат ДОУ вводится
должность (одна ставка) учителя-дефектолога (в группу с детьми: с
нарушениями слуха - сурдопедагога, с нарушениями зрения -
тифлопедагога, с нарушением интеллекта - олигофренопедагога; должность
учителя-логопеда может вводиться в дополнение к должности
учителя-дефектолога, например, в группу для детей с нарушениями
зрения, интеллекта и т.д.). К работе с воспитанниками смешанной группы
привлекаются также педагог-психолог, музыкальный руководитель,
инструктор по физической культуре, ЛФК, а также необходимый
медицинский и обслуживающий персонал (например, сурдотехник,
медицинская сестра), педагоги дополнительного образования. При этом
максимальное количество времени следует отводить на
коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога и
педагога-психолога. Рекомендации по организации деятельности
педагогического и обслуживающего персонала смешанных групп, а также
перечень рекомендуемой документации содержатся в приложениях 1, 2.
В зависимости от степени выраженности и сложности структуры
нарушения, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей
(законных представителей) обучение в смешанной группе может
осуществляться 1-2 года или до его поступления в общеобразовательное
учреждение.
В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и
медико-педагогическая комиссии по результатам обследования
воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения
каждого ребенка, имеющего отклонения в развитии.
В случае, если на проведение занятий в группе затрачивается
дополнительное время состоящих в штате специалистов, оплата их труда
производится за фактически отработанное время.
Таким образом, ДОУ комбинированного вида позволяет обеспечить для
всех детей с отклонениями в развитии раннюю интеграцию в той степени,
которая доступна и полезна каждому из них на данном этапе развития.
Проведение целенаправленной работы по интеграции детей с
отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников и возможное в
связи с этим расширение сети комбинированных дошкольных учреждений не
означает упразднения ранее созданных дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида. Более того, такие ДОУ могут принимать
активное участие в интегрированном воспитании и обучении той части
детей с отклонениями в развитии, которая находится в условиях полной
интеграции. Эти дети могут получать квалифицированную коррекционную
помощь через группы кратковременного пребывания (письмо Минобразования
России "Об, организации в дошкольных образовательных учреждениях групп
кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии" от
26.06.99 N 129/23-16).
В подготовке данного материала активное участие принимали
сотрудники Института коррекционной педагогики РАО.
Приложение 1
РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации деятельности педагогического и
обслуживающего персонала смешанной группы
1. Деятельность учителя-дефектолога (логопеда,
олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога)
Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим
коррекционно-педагогическую работу в группе, является
учитель-дефектолог. Содержание его деятельности аналогично
деятельности учителя-дефектолога групп компенсирующего вида. Однако
организация коррекционно-педагогического процесса в смешанной группе
имеет некоторые особенности. Так, учитель-дефектолог:
- планирует (совместно с другими специалистами) и организует
целенаправленную интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе,
в ДОУ;
- консультирует воспитателей, музыкального руководителя,
инструктора по физической культуре, социального педагога и педагога
дополнительного образования по вопросам организации
коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей
группы; помогает в отборе содержания и методики проведения совместных
занятий;
- координирует коррекционную психолого-педагогическую и
медицинскую помощь детям с отклонениями в развитии; проводит
совместные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем,
инструктором по физической культуре, ЛФК и т.п.);
- ведет необходимую документацию (приложение 2).
Учитель-дефектолог проводит фронтальные и индивидуальные занятия
с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии или отстающими от
возрастной нормы, а также подгрупповые и групповые занятия, объединяя
нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии. При
необходимости дети с ограниченными возможностями здоровья
(отклонениями в развитии) обеспечиваются дополнительно индивидуальными
занятиями или занятиями в малой группе - по 2-3 человека. Длительность
таких занятий не должна превышать 10-15 минут.
2. Деятельность воспитателя
Деятельность воспитателя смешанной группы аналогична деятельности
воспитателя общеразвивающей и компенсирующей групп и направлена на
обеспечение всестороннего развития всех воспитанников Особенностями
организации работы воспитателя смешанной группы являются:
- планирование (совместно с учителем-дефектологом и другими
специалистами) и проведение фронтальных занятий со всей группой детей,
включая воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
(отклонениями в развитии);
- планирование (совместно с другими специалистами) и организация
совместной деятельности всех воспитанников группы;
- соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по
выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);
- обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с
отклонениями в развитии с учетом рекомендаций специалистов;
- консультирование родителей (законных представителей) детей с
отклонениями в развитии по вопросам воспитания ребенка в семье;
- ведение необходимой документации (приложение 2).
3. Деятельность педагога-психолога
Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение
психического здоровья каждого воспитанника группы. В его функции
входят:
- психологическое обследование воспитанников;
- участие в составлений индивидуальных программ развития
(воспитания и обучения ребенка в условиях семьи и дошкольного
образовательного учреждения);
- проведение индивидуальной и подгрупповой
коррекционно-психологической работы с воспитанниками;
- динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников;
- проведение консультативной работы с родителями по вопросам
воспитания ребенка в семье;
- осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;
- консультирование персонала группы;
- заполнение отчетной документации (приложение 2).
4. Деятельность музыкального руководителя
Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие
музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой
деятельности воспитанников. Особенностями работы музыкального
руководителя в смешанной группе являются:
- взаимодействие со специалистами ДОУ (группы) по вопросам
организации совместной деятельности всех детей на занятиях,
праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.;
- проведение занятий со всеми воспитанниками группы (в том числе
совместно с другими специалистами: учителем-дефектологом,
педагогом-психологом, инструктором по физической культуре);
- консультирование родителей по использованию в воспитании
ребенка музыкальных средств;
- ведение соответствующей документации.
5. Деятельность инструктора по физической культуре
Деятельность инструктора по физической культуре направлена на
сохранение и укрепление здоровья всех детей и их физическое развитие,
пропаганду здорового образа жизни. В смешанной группе организация его
работы предусматривает:
- проведение (в том числе совместно с другими специалистами)
индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми
воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и
индивидуальный особенностей;
- планирование совместной деятельности воспитанников группы;
подготовку и проведение общих спортивных праздников, досугов и
развлечений;
- оказание консультационной поддержки родителям по вопросам
физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;
- регулирование (совместно с медицинскими работниками
образовательного учреждения) физической нагрузки на воспитанников;
- ведение необходимой документации.
6. Деятельность социального педагога
Направлена на обеспечение социального благополучия воспитанников
и их семей. К специфике организации его работы в смешанной группе
относятся:
- осуществление преемственности между образовательным учреждением
и семьей воспитанников;
- участие в изучении воспитанников и составлении индивидуальных
программ развития;
- консультирование родителей по вопросам формирования адекватного
социального поведения и воспитания ребенка в семье;
- изучение социальных условий развития и воспитания ребенка в
семье;
- взаимодействие с педагогами, специалистами служб социальной
защиты, благотворительными организациями по вопросам оказания
социальной помощи воспитанникам;
- осуществление комплекса мероприятий по социальной защите
воспитанников группы;
- выявление интересов, потребностей, трудностей, отклонений в
поведении воспитанников и своевременное оказание им социальной помощи;
- ведение необходимой документации и составление в конце учебного
года аналитического отчета о работе за год.
7. Деятельность педагога дополнительного образования
Деятельность педагога дополнительного образования, работающего с
воспитанниками смешанной группы, направлена на:
- изучение воспитанников с отклонениями в развитии и участие
(совместно с другими специалистами) в составлении индивидуальных
программ развития;
- выявление творческих способностей воспитанников, создание
условий, способствующих их развитию;
- проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий
со всеми воспитанниками группы;
- осуществление тесного взаимодействия с другими специалистами;
- консультирование родителей (законных представителей) по
вопросам развития творческих способностей ребенка в условиях семьи;
- ведение необходимой документации и представление в конце
учебного года отчета о проделанной работе.
8. Деятельность сурдотехника
Направлена на обеспечение технического обслуживания стационарной
звукоусиливающей аппаратуры, индивидуальных слуховых аппаратов.
Консультирует родителей по вопросам использования звукоусиливающей
аппаратуры в домашних условиях и приспособления бытовой техники к
потребностям детей с нарушенным слухом.
9. Деятельность медицинского персонала
При наличии в штате ДОУ медицинских работников воспитанникам с
отклонениями в развитии оказывается специализированная медицинская
помощь.
9.1. Врач - невропатолог:
Обследует состояние нервно-психического статуса воспитанников
учреждения (группы) и при необходимости назначает лечение; следит за
изменениями в состоянии здоровья воспитанников в процессе
коррекционно-педагогического воздействия и дозирует допустимую для
каждого воспитанника нагрузку; консультирует родителей и педагогов по
вопросам сохранения психического здоровья ребенка.
9.2. Врач - офтальмолог:
Обследует зрение воспитанников, назначает курс лечения,
определяет зрительную и физическую нагрузку, дает рекомендации другим
специалистам и родителям по вопросам офтальмологического лечения
воспитанников и организации взаимодействия лечения с
коррекционно-педагогической работой.
9.3. Медицинская сестра:
По медицинским показаниям осуществляет плеопто -
ортоптостереоскопическое лечение зрения воспитанников; совместно с
другими специалистами определяет нагрузку воспитанников группы
интегрированного обучения и воспитания.
Приложение 2
ПЕРЕЧЕНЬ
рекомендуемой документации для специалистов,
участвующих в интегрированном воспитании и обучении
дошкольников с отклонениями развитии
В настоящее время перечень необходимой документации, форма ее
ведения определяются как органом управления образованием, на
территории которого находится данное образовательное учреждение, так и
самим образовательным учреждением в зависимости от реализуемой
образовательной программы. Представленный ниже перечень разработан на
основе многолетнего практического опыта педагогических работников ДОУ
и систематизирован.
1. Документация учителя-дефектолога (логопеда,
сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога)
1. Личное дело каждого воспитанника.
2. План организации совместной деятельности всех воспитанников
группы (учреждения).
3. Планы (перспективные, календарные индивидуальных, подгрупповых
и фронтальных занятий).
4. Тетрадь индивидуальных занятий с ребенком (в ней отражаются
структура дефекта, направления коррекционно-педагогической работы и
т.д.).
5. Тетрадь для записей рекомендаций разным специалистам
(воспитателю, музыкальному руководителю и т.д.).
6. Тетрадь для родителей ребенка с индивидуальными
рекомендациями.
В конце учебного года составляются характеристика на каждого
воспитанника и аналитический отчет о результатах коррекционной работы.