+7(8617)63-13-10, Факс: +7(8617)63-13-10, г. Новороссийск, ул. Набережная 43-а

Меню сайта


Рубрика "Логосоветы"

Логосоветы родителям

Вашему вниманию представлена рубрика логопедических советов. Каждый родитель должен знать, что может быть прекрасным помощником  и другом-педагогом для своего ребенка.  Уважаемые родители, вам предложена серия игр и упражнений для развития речи ваших детей. Искренне надеюсь, что материал будет вам интересен и полезен.

Игры, направленные на развитие речевого и физиологического дыхания

Большинство из этих игр используют при групповых занятиях с детьми. Но возможны и индивидуальные занятия.

 

Упражнение “Одуванчик”

Данное упражнение способствует развитию длительного и неспешного выдоха. Для упражнения потребуются цветы одуванчики, поэтому лучше его проводить на прогулке либо на экскурсии.

Сценарий упражнения:  предлагаете  ребенку сорвать по одному одуванчику и подуть на него. При этом  объясняете, что на счет раз-два-три необходимо сдуть все до одной пушинки с одуванчика.

 

Упражнение “Чей пароход гудит лучше?”

Данное упражнение направлено на развитие плавного выдоха у ребенка.  Раздаете каждому из детей по одному пузырьку или небольшой бутылочке. Бутылочка должна быть высотой не более 7 см, а диаметр горлышка — не более 1,5 см. Перед проведением данного упражнения  должны показать, как правильно дуть в пузырек, чтобы появился звук. После объяснения попросить подуть в свои пузырьки детей. Затем каждого ребенка по очереди попросить подуть в бутылочку и сказать, на чей гудок похож их звук.

 

Упражнение “Определи цветок”

Это упражнение направлено на формирование представления у детей о цветах, а также на развитие обоняния и вдоха. Для проведения данного упражнения необходимо набрать букет цветов, которые наиболее известны детям. Например, ветка сирени, черемухи, рябины и т.п.  Заносите в комнату цветы и показывает их детям, объясняя им, какой цветок как называется. Затем даете детям по очереди понюхать каждый цветок. После этого убираете букет. Далее в игре дети принимают участие по очереди. Одному завязывают глаза и подносят один из цветков понюхать, если ребенок правильно определил название цветка, то его назначают водящим. Детям необходимо заранее объяснить, что нужно сделать глубокий вдох, не поднимая при этом плечи, выдох должен быть плавным и медленным.

 

Упражнение “Где мы были — не расскажем, а что делали — покажем”

Это упражнение помогает развить у детей сообразительность, наблюдательность и дыхание. Для проведения данного упражнения понадобятся шары. Дети должны выбрать водящего, который должен будет выйти за дверь, пока дети договариваются, что они будут изображать. После этого они приглашают водящего войти. Водящий входит и произносит: “Здравствуйте, ребята! Расскажите, где вы были, что видали?” А дети хором ему отвечают: “Где мы были — не расскажем, а что делали — покажем”. И начинают показывать то, что они задумали. Если ребенок, который был водящим, отгадывает то, что изображали дети, то водить выбирается новый ребенок, а если нет, то он остается водить заново.

 

Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики

 

Упражнение “Дождик или солнышко?”

Упражнение направлено на развитие координации движения, а также правильности темпа. Суть игры заключается в том, как быстро дети отреагируют на смену музыкального тона. Для этого инструктор, который проводит это упражнение, объясняет детям проведение игры, и, уточнив, поняли ли дети, начинает это упражнение. Инструктор говорит детям: “Сейчас мы с вами идем в лес собирать цветочки. Вы ходите не спеша, собираете цветы. Погода замечательная. Светит солнышко. Летают бабочки. А если начнется буря, я вам постучу громко в бубен, и вы должны будете сразу идти в дом, чтобы спрятаться от бури”. Дети должны изображать, как они ходят и собирают цветы, при этом внимательно слушают негромкую игру бубна. Инструктор во время упражнения несколько раз меняет звучание бубна.

 

Упражнение “Угадай, кто это?”

Упражнение направлено на четкое осмысление у детей понятия о животных и птицах, а также на правильное произношение звуков. Воспитатель перед проведением данного упражнения готовит цветные картинки, на которых изображены животные и птицы. Во время проведения этой игры все дети усаживаются на стульчики либо в ряд, либо в большой круг. Воспитатель держит в руках карточки с изображением животных и птиц, но держит их так, чтобы дети не могли рассмотреть, что на них нарисовано. Вызывается один ребенок. Он выбирает картинку и смотрит, что на ней нарисовано, но не показывает ее остальным детям. Ребенок своим поведением и движениями изображает то животное, которое изображено на картинке, а сидящие дети должны угадать, кого изображает ребенок. В этом упражнении должны принять участие все дети.

 

Упражнение “Угадай, что делать?”

Упражнение направлено на развитие координации движения у детей. Воспитатель раздает по два флажка каждому ребенку. А сам берет бубен или любой другой громкий инструмент. В то время, когда педагог ударяет в бубен, дети должны поднять оба флажка вверх и махать ими. Как только воспитатель снизит громкость удара, дети опускают флажки вниз. Не рекомендуется менять силу звука инструмента более 4-х раз. При выполнении этого упражнения необходимо следить, чтобы все дети сидели ровно и прямо, не сутулились.

 

Упражнение “Где звонок?”

Упражнение направлено на определение направления идущего звука. Для проведения этого упражнения воспитатель рассаживает детей небольшими группами по разным концам комнаты. Каждой группе детей выдается определенный музыкальный инструмент. Затем дети или воспитатель выбирают водящего. Ему завязывают глаза и ставят в центр комнаты. По команде воспитателя в одной из групп играют на музыкальном инструменте. Водящий должен указать рукой в ту сторону, откуда исходил звук. Если ребенок угадает правильно, то дети встают и показывают ему свой музыкальный инструмент. Если водящий не угадал, откуда шла музыка, то он остается водить еще раз и так до тех пор, пока не угадает.

 

Упражнение “Часовой”

Это упражнение позволяет помочь ребенку ориентироваться в пространстве. Дети чертят мелом большой круг посредине комнаты. Затем выбирается “часовой”, которому платочком завязывают глаза и ставят в центр этого круга. Остальные дети с одного конца комнаты должны пробраться на другой конец, переходя только через этот круг. Часовой должен стоять и прислушиваться. Как только ребенок-“часовой” услышит шорох, он кричит: “Стой, кто идет?”. Дети сразу останавливаются на своем месте. Затем часовой идет по направлению к подозрительному шороху и старается найти на ощупь того, кто шумел. Ведущего-“часового” заменяют после того, как он обнаружит не менее 4-х детей. А тех детей, кого часовой обнаружит, выводят из игры и сажают на стульчики.

Упражнение “Определи, что ты слышишь”

Упражнение направлено на определение звуков. Также с помощью этой игры у детей происходит большое накопление словарного запаса и, как следствие, возникает прогресс в развитии фразовой речи. Данное упражнение хорошо проводить на прогулке, но если нет такой возможности, то можно провести и в комнате. Для этого воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и закрыть глаза. Затем он включает запись, где воспроизводятся разные звуки (лай собаки, карканье вороны, разговор прохожих и т.п.). Затем дети должны определить, что они услышали. Ответ они должны давать полным развернутым предложением.

 

Упражнение “Продавец и покупатель”

Это упражнение позволяет детям увеличить свой словарный запас и развить фразовую речь. Для этого воспитатель показывает детям зерна кукурузы, гречневой крупы, манку, пшено и т.п. Знакомит с ними детей, затем раскладывает каждый вид в отдельный спичечный коробок или маленькую коробочку. Из детей выбирается продавец, который будет продавать данный товар и покупатель, который его будет покупать. Покупатель заходит в магазин и, вежливо здороваясь, просит продать ему один из видов круп, например, кукурузу. А продавец ему предлагает самому найти эту крупу по звуку в коробочке. Ребенок-покупатель берет поочередно коробочки с разными крупами и, не открывая их, трясет ими, прислушиваясь — похож ли издаваемый звук на звук той крупы, которая ему нужна. Если ребенок угадывает, то его назначают продавцом. В упражнении должны принять участие все дети.

 

Упражнение “Угадай, где звенит”

Это упражнение направлено на развитие ориентации в пространстве. Для проведения этого упражнения воспитатель дает одному из детей звонкую игрушку или погремушку, свистульку или дудочку. Затем предлагает детям отвернуться для того, чтобы ведущий с погремушкой успел спрятаться. После того, как ведущий спрятался, он звонит или свистит в свой инструмент. А дети должны угадать, откуда раздался звонок либо свисток. В игре должны поучаствовать все дети.

 

Игры, направленные на развитие фонематического слуха

 

Упражнение “Поймай картинку”

Данное упражнение направлено на обогащение словаря и закрепление отдельных звуков. Для проведения этой игры необходимо нарисовать небольшие картинки и вырезать их по контуру. Еще для упражнения потребуется небольшой магнит, который необходимо привязать к толстой нитке, а нитку — к любой палочке или ручке, карандашу (чтобы получился инструмент, похожий на рыболовную удочку). Затем на вырезанные картинки цепляются скрепки, и все они кладутся в какую-либо емкость (ведро, тазик и т.п.). Дети берут устройство с магнитом и опускают его в емкость с картинками. Достав картинку, дети называют ее и определяют, есть ли в названии картинки тот или иной звук (если необходимый звук присутствует в названии, то ребенок определяет, где он находится — в начале, в середине или в конце слова).

 

Упражнение “Роза — ромашка”

Упражнение направлено на узнавание детьми звуков, которые должны ими определяться на слух. Для каждого ребенка рисуется карточка с изображением: роза — на одной, ромашка — на другой (карточки можно использовать с любыми изображениями). Воспитатель просит детей соблюдать тишину и быть внимательными. Затем педагог называет слово. Если заданный звук присутствует в этом слове, то дети поднимают картинку с изображением розы, если нет, то картинку с ромашкой.

 

Упражнение “Переверни слово”

Упражнение рассчитано на обучение ребенка слоговому анализу, а также оно способствует увеличению словаря. Дети выбирают водящего, который выходит за дверь. Тем временем дети загадывают слово в перевернутом виде, например: ров — вор, сом — нос, кот — ток и т.п. Затем приглашают войти водящего и называют ему слово-перевертыш, а он должен отгадать заданное ему слово.

 

Упражнение “Найди звук”

С помощью этого упражнения дети учатся находить место расположения звука в предлагаемом слове. Для проведения этого упражнения необходимо вместе с детьми приготовить цветные широкие листы и звездочки по количеству детей. Воспитатель, который проводит эту игру, заранее должен объяснить детям ход проведения этого упражнения. Далее всем детям раздают по полоске бумаги (предварительно разделенной на три части) и звездочке. Затем воспитатель произносит слово и просит детей поставить звездочку на ту часть бумаги, где стоит заданный звук (например: ра-ма, звездочка ставится на первый слог, так как заданный звук “р” стоит в первом слоге). Далее слова задаются с разным местом нахождения звука.

 

Упражнение “Будь внимательным”

С помощью этого упражнения дети учатся различать разные звуки, пополняют свой словарный запас. Для этого педагог готовит рисунки-картинки на какой-то один определенный звук. Затем дети рассаживаются либо на стульчики, либо за стол. Далее педагог показывает детям разные картинки, например: если картинки на звук “ш”, то шапку, шубу, шифер и т.п. Дети произносят хором название предмета на картинке. После учитель спрашивает детей: “Дети, а какой звук у нас повторяется в этих картинках?” Дети говорят: “ш”. “Правильно, дети. А теперь повторите мне эти слова и придумайте новые слова с этим звуком”. Дети повторяют уже услышанные слова и придумывают новые.

 

Упражнение “Телеграф”

Упражнение направлено на помощь детям в определении слогов в словах. Педагог предлагает детям слова вначале не сложные, например: ма-ма, ра-ма, ла-па и т.п. Каждый слог сопровождается хлопками, затем дети сами придумывают двухслоговые слова. Далее слова усложняются и произносятся с тремя слогами, например: бу-ма-га, ка-ран-даш, ка-би-на и т.п.

 

Упражнение “Сад”

Упражнение помогает детям ориентироваться в звуках и определять их в произносимых словах на слух. Педагог рассаживает детей на стульчики либо в ряд, или можно посадить детей за стол. Учитель просит детей быть внимательными. Далее педагог показывает картинку, на которой изображен плодоносящий спад. Дети внимательно рассматривают картинку. Затем учитель просит их рассказать, что изображено на картинке. Какие овощи и фрукты там растут? Кто их собирает? Затем детям задается вопрос: “Дети, скажите, а в каких словах встречается звук “р” (или “л”, “с”, “з” и т.п.)? Если ребенок правильно отвечает, то ему за это дают звездочку или флажок. Выигрывает тот, кто больше набрал звездочек или флажков.

 

Упражнение “Определи звук”

 

Упражнение направлено на быстрое слуховое определение ребенком различных звуков, а также на увеличение его словарного запаса. В этом упражнении воспитатель совместно с детьми расставляет на столе различные игрушки (мяч, лопатку, куклу и т.п.). Воспитатель объясняет детям ход игры. Затем он рассаживает детей и просит быть внимательными. Начинает перечислять название игрушек, потом вызывает ребенка и спрашивает: “В каком слове звук “р”?” Вновь перечисляет слова и ребенок указывает на слово с этим звуком. Если ребенок ошибается, то остальные дети его поправляют. В этом упражнении может быть использован любой один звук или же несколько звуков.

 

Игры, направленные на развитие речевого слуха

 

Упражнение “Угадай товарища”

Упражнение направлено на развитие координации движений, а также с его помощью специалисты рекомендуют развивать слуховое восприятие.  Рассаживаете детей в полукруг, а посредине круга становится водящий, которого дети выбирают сами. Водящий по сигналу закрывает глаза, затем воспитатель указывает на одного из детей, но не называет его имени. Ребенок, на которого указали, должен произнести имя водящего, а водящий, в свою очередь, должен определить по голосу — кто из детей назвал его имя. Если водящий отгадал имя зовущего, то он становится в круг, а отгаданный ребенок — на его место.

 

Упражнение “Разбегитесь — соберитесь”

Так же, как и предыдущее упражнение, оно направлено на развитие у детей слухового восприятия и двигательной активности. По предложению детей выбирается водящий, которого ставят в центр круга, а остальные дети встают вокруг него. Далее водящему предлагается закрыть глаза. Тем временем по сигналу воспитателя дети разбегаются в разные стороны. А по сигналу: “Соберитесь” дети собираются вокруг водящего. И начинают ходить по кругу друг за другом, говоря при этом стишок: “Мы побегали немножко, но вернулись все назад. Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай!” После этих слов кто-то один из детей называет имя водящего. Водящий должен по голосу определить, кто из детей назвал его имя. Если отгадал, то становится в круг вместе с другими детьми, если нет, то водит еще раз.

 

Упражнение “Мишка”

С помощью этой игры дети тоже учатся определять товарища по голосу. Для этого упражнения выбирают водящего, которому дают медвежонка (можно взять любую другую игрушку). Далее дети рассаживаются в небольшой полукруг, а ведущий отсаживается немного поодаль от них и поворачивается к ним спиной. Далее кто-нибудь из детей по негласной команде воспитателя зовет мишку: “Мишенька, приди”. Водящий должен угадать, кто позвал медведя повернуться и подойти к тому ребенку, прорычать ему как медведь.

 

Упражнение “Лото”

Упражнение направлено на выработку навыка правильно соотносить изображение на картинке с его названием. Для этой игры некоторые авторы рекомендуют любое лото для детей, например, “Лото для маленьких”, “Лото в картинках” и т.п. Воспитатель раздает детям карты большие, а себе берет маленькие. Затем несколько раз четко и последовательно произносит название необходимого предмета, а тот ребенок, у которого этот предмет изображен на карте, поднимает руку и отвечает полным предложением. Например, если воспитатель спрашивает детей: “Дети, у кого яблоко?”, ребенок должен полно ответить: “У меня яблоко”. Специалисты рекомендуют данное упражнение несколько раз провести совместно с воспитателем, чтобы дети понаблюдали за его артикуляцией во время вопроса. Затем, через 3—4 упражнения, воспитатель садится за спины детей, чтобы они его не видели, и из-за их спин произносит названия нужных картинок.

 

Упражнение “Выслушай и выполни”

С помощью этого упражнения дети учатся правильно воспринимать словесные инструкции и просьбы, правильно строить фразовую речь. Для проведения этого упражнения воспитатель выбирает сразу несколько детей, кому он будет давать словесные инструкции. Например: “Даниил, сходи и прикати машинку, отдай ее Вове. Надюша, пойди, налей в лейку воды и полей цветок, который стоит на моем столе. Сережа, поставь стульчики в ряд” и т.п.

 

Упражнение “Хлопаем в ладоши”

Упражнение направлено на развитие у детей представления о количестве. Для проведения игры воспитатель рассаживает детей в круг на небольшое расстояние друг от друга. Далее он объясняет детям суть игры. Она состоит в том, чтобы дети делали хлопок на счет 5. Затем дети вместе с воспитателем начинают считать: “Один, два, три, четыре, пять”, следует хлопок и т.д. Далее, как только дети освоили эту игру, она начинает усложняться. Воспитатель начинает как бы “путаться”, т.е. он начинает разводить руки для хлопка не на счет пять, а, например, на счет три. Те дети, которые ошиблись и “поверили” воспитателю, выходят играть за круг.

 

Упражнение “Запомни и повтори слова”

С помощью данного упражнения у детей происходит накопление словарного запаса и, как следствие, развитие памяти. Для этой игры готовятся фанты, это могут быть либо звездочки, вырезанные из бумаги, флажки и т.п. Перед началом упражнения детям раздают несколько штук фантов. Затем воспитатель объясняет детям ход игры. Игра начинается. Воспитатель произносит несколько слов подряд (5—6 слов), а дети должны их повторить в той же последовательности, как их называл воспитатель. Если ребенок ошибается при повторении, т.е. поменяет их местами или же забудет совсем, то это уже считается проигрышем и ребенок для того, чтобы дальше остаться в игре, отдает один свой фант. Выигрывает тот ребенок, у кого осталось больше фантов.

 

Упражнение “Выполни поручение”

Регулярные проведения упражнений, подобных этому, позволяют детям более свободно ориентироваться в количественных представлениях. Для этого  на столе раскладываете разные красочные игрушки в разных количествах. Затем дети рассаживаются на стульчики либо организуются по усмотрению взрослого. Затем просите каждого по отдельности принести игрушки со стола. Например, говорите: “Катюша, принеси мне, пожалуйста, один шарик и одно ведерко”. Ребенок должен подойти к столу и взять необходимые игрушки в том количестве, в каком их просили. Если ребенок правильно выполнил задание, то его поощряют каким-либо фантом.

 

Стишки-диалоги направленные на формирование диалогической речи

Предлагаем Вам стишки — диалоги, направленные на формирование у детей правильной и связной диалогической речи (для развития у детей правильного диалога можно использовать не только стихи, но и рассказы, сказки и т.п.)

Про маленького Мишку — упрямого сынишку

Вечер по лесу плывет,

Звездочками светится.

Сыну песенку поет

Бурая медведица:

— На траву

Упала шишка.

Баю-бай,

Усни, сынишка!

— Не нужна мне шишка!

Зарычал сынишка. —

— Не хочу,

Не буду спать,

Лучше я пойду гулять!

Вышла мама за порог,

Принесла ему

Грибок:

— Вот тебе грибочек,

Баю-бай,

Сыночек!

— Не хочу грибочек! —

Заревел

Сыночек.

Вышла мама за порог,

Принесла ему

Цветок:

— Вот тебе

Цветочек,

Баю-бай,

Сыночек!

— Не хочу

Цветочек, —

Завизжал

Сыночек.

Вышла мама за порог,

Притащила меду

Целую колоду.

Мама песенку поет,

 

Мишка угощается:

— До чего могучий мед,

Аж глаза слипаются!

(В. Орлов)

 

Разговор с котом

— Почему ты черен, кот?

— Лазил ночью в дымоход.

— Почему сейчас ты бел?

— Из горшка сметану ел.

— Почему ты серым стал?

— Пес в пыли меня валял.

— Так какого же ты цвета?

— Я и сам не знаю это!

В. Левановский

 

Лис и мышонок

— Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?

— Землю копал.

— Для чего землю копал?

— Норку делал.

— Для чего норку делал?

— От тебя, лис, прятался.

— Мышонок, мышонок, я тебя подстерегу.

— А у меня в норке спаленка.

— Кушать захочешь, вылезешь.

— У меня в норке кладовочка.

— Мышонок, мышонок, я ведь твою норку разрою.

— А я от тебя в отнорочек — и был таков.

 

Ну и Мышонок!

— Мам! — сказал Мышонок, —

Дай-ка мне вина.

— Что-о? — сказала Мышка. —

Вот тебе и на!

— Ну, — сказал Мышонок, —

 

Дай хотя бы пива!

— Фу, — сказала мама,

— Фу, как некрасиво.

— Пить-то мне охота,

Ма-мо-чка!

— На тебе, Мышонок,

Мо-лоч-ка!

(Б. Заходер)

 

Верблюжонок Бюль — Бюль

Верблюжонку Бюль-Бюлю очень хотелось, чтобы у него все было как у людей.

— Мама! Я тоже хочу спать в люльке.

— А разве теплый песок, на котором ты спишь, хуже? — спросила верблюдица.

— Нет, он такой мягкий… — обрадовался Бюль-Бюль.

 

— Мама, я тоже хочу играть с юлой, — сказал он в следующий раз.

— А разве бубенчик на твоей шее хуже? — спросила верблюдица.

— Нет, он такой веселый! — обрадовался Бюль-Бюль.

— Мама, я тоже хочу есть урюк, — сказал он в следующий раз.

— А разве колючки, которые мы едим, хуже? — спросила верблюдица.

— Нет, они такие сладкие! — засмеялся Бюль-Бюль.

— Мама, я тоже хочу жить в юрте, — сказал он в следующий раз.

— Но разве в юрте растет столько тюльпанов, как у нас в степи? — спросила верблюдица.

— Конечно же, нет! — засмеялся Бюль-Бюль. — И никогда не вырастет.

Опубликованно: 15 Июля 2015 02:35
Copyright © 2017 DS-Garmonia | Создание сайта - Студия Филадельфия