+7(8617)63-13-10, Факс: +7(8617)63-13-10, г. Новороссийск, ул. Набережная 43-а

Меню сайта


Рубрика "Полезно знать"

Что необходимо знать, если Ваш ребенок плохо говорит...

 

В последние годы педиатры, неврологи, логопеды, отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше малышей, речь которых развивается без серьезных отклонений от нормы. Родители спрашивают себя: «Почему это происходит?»
Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Причины следует искать и постоянно ухудшающейся экологической обстановке, и в том, что, уже, будучи беременной, будущая мама, зачастую не готова к материнству, а беременность, роды и период новорожденности малыша проходят не без осложнений. К тому же с великим сожалением можно отметить, что все меньше родителей уделяют должное внимание речевому развитию своих детей.
Не слушайте знакомых и даже врачей, которые будут убеждать Вас в том, что если ребенок не заговорил до двух лет, то сделает это в три года. Да, проявление индивидуальных темпов развития речи, возможно. Есть дети, которые молчат до трех лет, а потом начинают говорить много, правильно произносят все звуки, а их связная речь развивается стремительно.
Но количество таких малышей крайне невелико, а процент случаев речевой патологии разной степени выраженности неуклонно растет. Возможно, кто-то будет успокаивать Вас тем, что многие известные люди картавили и шепелявили. Но далеко не все дети с подобными дефектами речи становятся успешными людьми, и часто именно речевые проблемы являются причиной их неудач.
Поэтому, если ребенок не говорит ни в год, ни в полтора, ни в два года и особенно, если в течение беременности матери, родов и раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, не теряйте времени, обратитесь к неврологу, логопеду, детскому психологу. Чем раньше  Вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из нее.
Не отказывайтесь от направления на различные исследования, не отвергайте лекарства, которые может назначить ребенку невропатолог. Прочитав, аннотацию к препаратам группы ноотропов, которые иногда назначают детям с речевой патологией, родители отказываются от лечения, не задумываясь о том, что это может привести к направлению ребенка в речевую школу, потому что в обычном образовательном учреждении не говорящий малыш учиться не сможет.
Не теряйте времени! И не отчаивайтесь, даже когда диагноз уже поставлен и пугает Вас.

 

Возрастные нормы речевого  развития ребенка

 

По мере овладения речью формируется мышление и психика малыша, его познавательное развитие и личностные качества. Перед многими родителями встают вопросы: Как должна развиваться речь ребенка? Смогут ли они самостоятельно справиться с возникнувшими речевыми проблемами? Речевое развитие ребенка можно условно разделить на несколько этапов, которые могут стать для родителей определенным ориентиром для самостоятельного определения уровня развития речи своего малыша.

От 1,5 до 3 месяцев

Малыш произносит звуки, чаще всего гласные: а-а-а, э-э-э,в сочетании с согласными: гуу- гуу, буу – так называемый период » гуления».

От 3 до 6 месяцев – «свирель»

Малыш пропевает звуки: агу-ааа, елл-и.

От 6 до 9 месяцев – период » лепетания»

Произнесение серии одинаковых слогов ба-ба-ба, ма-ма-ма, па-па-па;

От 9 месяцев до 1 года

Повторяет за взрослыми слоги и односложные слова, реагирует на свое имя, произносит множество звукосочетаний, слогов, подражая интонационно взрослому » говорит на своем языке»

От 1 года до 1 года 6 месяцев

Произносит слова  «мама», » папа», » баба», «на», «дай», «муу»и т.п., звукоподражает, показывает у куклы части тела;

От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев

Возникновение в речи малыша первых предложений типа «Ляля бух». Произносит двухсложные слова «тетя», «Вова»;

От 1 года 9 месяцев до 2 лет

Период стремительного развития речи, активного накопления словарного запаса. Строит предложения из двух слов «Мама, дай». Вставляет отдельные слова в знакомые стихотворения, называет картинки. Происходит усвоение 350 слов и более.

От 2 до 3 лет

Усваивается грамматический строй родного языка: склоняет существительные, согласовывает с ними прилагательные. Произносит простые предложения из трех – четырех слов. Начинает употреблять в речи предлоги. Малыш выдумывает забавные словечки, задает вопросы-  «почемучки», осознает причастность к тому или иному полу. Наизусть повторяет двустишия и четверостишия, поет песни. В этот же период наступает возраст негативизма или «кризис трехлеток».

От 3 до 4 лет

Употребляет речевые формы вежливого обращения, правильно пользуется предлогами, отвечает на вопросы » Что?», «Где?», » Когда?», «Почему?», использует в речи глаголы прошедшего времени, постепенно уходят дефекты звукопроизношения;

От 4 до 5 лет

Овладение умением связно рассказывать, используя сложные предложения, все грамматические формы, появляются слова, обозначающие предметы обихода, свойства предметов, цвета. Повторяет пары слогов с оппозиционными звуками, выделяет в звуковом потоке заданный звук. Формируется правильное произношение согласных;

От 5 до 6 лет

Самостоятельно классифицирует и обобщает предметы, правильно произносит и различает все звуки родного языка, удерживает звукослоговую структуру слов, рассказывает выдуманные истории, дает детальную информацию о себе, определения конкретным предметам, составляет рассказ по серии сюжетных картинок.

 

Возрастные нормы становления звукопроизношения

 

0-1 год
1-2 года
2-3 года
3-4 года
4-5 лет
А, У, И
О
Й, Л, Э
Ы
 
П, Б, М
Н, Т, Д
С, З
С, З, Ц
Ш, Ж, Ч, Щ
 
К, Г, Х
   
Л, Р
 

В, Ф

     

 

Подробнее о  3 критических периодах в развитии функции речи.

Первый период — возраст 1—2 лет. В это время начинают формироваться предпосылки к развитию речи. У ребенка появляется потребность в общении. В этом возрасте наиболее интенсивно развиваются корковые речевые зоны, важным периодом формирования которых принято считать возраст от 14 до 18 месяцев. В это время любые факторы, которые неблагоприятно влияют на ребенка, могут в дальнейшем отразиться на его речевом развитии.

Вторым критическим периодом принято считать возраст 3 года. В это время речь начинает развиваться наиболее интенсивно, от ситуации переходит в контекст. Все это требует четкой согласованности в работе всех анализаторов и нервной системы в целом. Если возникают какие-либо заболевания, ребенок становится нервным, капризным, упрямым. Это напрямую сказывается на его речевом развитии: может возникнуть мутизм, заикание. Возможно отставание в речевом развитии. В результате этого ребенок может совсем отказаться от речевого общения.

Третий критический период — 6—7 лет.В этот период ребенок начинает овладевать письменной речью. При этом возрастает нагрузка на центральную нервную систему. Если в этом возрасте к ребенку предъявляют завышенные требования, то у него могут возникать нервные срывы, и на этом фоне появляется заикание.

Если у ребенка имеются какие-то речевые нарушения, то в эти критические периоды они проявляются наиболее сильно. Также к ним могут присоединяться и другие речевые расстройства.

Определенное значение в развитии речевых нарушений играют наследственные факторы. Они могут являться предрасполагающими условиями для их возникновения, а в некоторых случаях выступать в качестве ведущих причин.

Наследственные факторы выступают в сочетании с социальными или экзогенно-органическими. Также они выступают как основные причины в сочетании с изменениями в нервной системе. Такие нарушения наблюдаются при хромосомных заболеваниях и называются вторичными речевыми нарушениями. Хромосомные болезни носят наследственный характер и являются врожденными. Почти при всех хромосомных заболеваниях отмечается отставание в физическом и нервно-психическом развитии ребенка, поэтому и речь будет нарушена в той или иной степени.

Наследственные заболевания обычно обусловлены каким-то изменением генетической информации. Они происходят в результате генных мутаций, которые приводят к различным нарушениям из-за дефекта синтеза структурных белков и ферментов.

 

При анализе различных нарушений речи необходимо учитывать общее состояние здоровья ребенка, состояние работы всех анализаторов, двигательного аппарата, интеллект ребенка и его темперамент.

Опубликованно: 15 Июля 2015 02:35
Copyright © 2017 DS-Garmonia | Создание сайта - Студия Филадельфия