+7(8617)63-13-10, Факс: +7(8617)63-13-10, г. Новороссийск, ул. Набережная 43-а

Меню сайта


Статьи воспитателя Павловой Е.А.

 

 

 


Социализация детей посредством театральной деятельности.

В современном обществе ценится интеллект и научные знания. Современные дети умеют решать логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, сопереживают. Все чаще в поступках детей проявляют равнодушие и черствость. Родители, практически с самых ранних лет, приучают ребенка к компьютерам, планшетам, телефонам. Но современные гаджеты не способны компенсировать отсутствие непосредственного общения ребенка со сверстником или взрослым, без которого невозможно полноценное психологическое и социальное развитие личности ребенка. Дети стали меньше играть, общаться, они все большее количество времени проводят дома у экранов телевизоров и компьютеров, играя в онлайн - игры или просто посещая различные социальные сети.

Одним из видов деятельности, способствующих формированию коммуникативной культуры личности, является творческая деятельность. Театральная деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая творческие произведения, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства. Дети старшего дошкольного любят заниматься искусством. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее.

Я использую  в своей практике театральную деятельность. Театральная деятельность помогает сформировать воображение, наблюдательность. Благодаря драматическим играм, человек самовыражается, переживает и осознает самого себя в своих разнообразных аспектах и определяет свою жизненную позицию в динамичном процессе игры и диалога с группой.

Мою группу посещают как здоровые дети, так и дети с особенностями в развитии.

Для того чтобы наиболее полно развивалась личность ребёнка, необходима прежде всего его социализация. Ребёнок наиболее комфортно чувствует себя в игре. Поэтому одним из направлений я выбрала театральную деятельность. В процессе взаимодействия со сверстниками дети не замечают особенностей других детей.  Исполняя ту или иную роль, ребёнок с особенностями в развитии раскрывается как личность. В этот момент для него не существует социальных преград. Кроме того происходит его всестороннее развитие.


 

Роль театра в формировании гармоничной,

творческой личности ребенка.

В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами.  Словом, действием, изобразительным искусством, музыкой, ритмопластикой.

Поэтому задачей воспитателя  является – демонстрация лучших образцов искусства, пока дети сами не могут ориентироваться и делать свой выбор. И если актер на сцене реализует себя, утверждается в своих позициях, отстаивает их, то театр, в котором играют дети, помогает ребенку узнать самого себя, заявить о себе, попробовать на что он способен, поверить в себя. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость.

Воспитательные возможности театрализованной де­ятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собствен­ных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. 

Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. 

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отожде­ствления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Сознавая все это, мы стремились создать в нашей группе «Бусинки» условия для развития театральной деятельности.  Задачи этой деятельности, естественно, не направлены на то, чтобы воспитать артистов. Но кем бы, ни были в будущем наши дети, мы верим, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеемся, что искренность, доброту, чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь. Кому посчастливилось именно в дошкольном возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднеет.

 


Развитие графо-моторных навыков у детей

с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Для того чтобы подготовить руку ребёнка к овладению письмом, надо знать, как у детей дошкольного возраста формируются графические навыки. Они вырабатываются в процессе длительных упражнений. К навыкам необходимым для обучения в школе относятся чтение, вычислительные навыки, навыки чтения, рисования, речевые навыки и др.

Графические навыки относятся к сенсорным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, которые включаются либо в трудовую, продуктивную деятельность, либо в спортивную деятельность, графические навыки связаны с учебной деятельностью. В дошкольном возрасте у ребёнка развиты не все участки коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Учёные, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. «Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант. Все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Для формирования графического навыка требуется, чтобы ребёнок был подготовлен к обучению. Очень важно для овладения графическими навыками развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребёнка постепенно в течение всего дошкольного периода. Развитие пальцев и кисти  достигается правильно организованным рисованием,     лепкой, конструированием, что в дальнейшем очень поможет детям в овладении графическими навыками.

Формирование графических навыков начинается задолго до поступления ребёнка в школу. В раннем возрасте дети берут в руки карандаш или ручку и чертят на бумаге линии или каракули, ещё не контролируя, не направляя зрением свою руку. Позднее включается зрительный контроль – ребёнок что-то рисует (домик, солнце, дерево и другое), пишет карандашом отдельные печатные буквы.

Занятия лепкой, конструированием, поделками из бумаги и т.д. развивают руку, пальцы и глаз ребёнка.  Эти интересные для детей занятия также подготавливают руку и глаз ребёнка к процессу письма – развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить её. Однако движения, совершаемые в процессе письма, не могут быть воспроизведены  ни в рисовании, ни в лепке как наиболее близких к письму видах деятельности. Процесс письма вовлекает в работу другие движения пальцев, зрительное восприятие тоже подчинено другим целям.

Поэтому для развития графических навыков  не достаточно продуктивных видов деятельности, а необходимы специальные упражнения.

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата наблюдается слабость развития зрительно-двигательных и слуховых связей, недостаточное развитие общей и  тонкой моторики, графического навыка либо он совсем отсутствует. Особенно слабо развиты сложно координированные движения ведущей руки, плохо сформировано умение использовать ручку или карандаш  в качестве рабочего инструмента. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребёнка с двигательными нарушениями огромные трудности в формировании графических навыков.

Основными задачами развития и коррекции графо-моторных навыков у детей с двигательными нарушениями старшего дошкольного возраста являются:

  • формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков
  • умение правильно держать карандаш, учиться владеть им
  • формирование зрительно-моторной координации
  • совершенствование двигательных умений и навыков
  • развитие пространственной ориентации
  • развитие умения слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога.

 Развитие и коррекция должны проходить в процессе выполнения специальных игр и упражнений, а так же в процессе обучения детей продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация, ручной труд).

Поскольку  у детей с двигательными нарушениями слабо развиваются графические навыки, их необходимо индивидуально обучать этим навыкам.


 

Развитие графомотрных навыков у детей

старшего дошкольного возраста.

Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений. Что-то брать, вставлять, завязывать, складывать.  Лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т. Д.   Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудно­сти, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

Работа не предусматривает целенаправленного обучения рисованию и письму. Основная задача — развитие двигательных и познавательных способностей. Она реализуется через развитие:

  1. Двигательной области коры головного мозга:
  • формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);
  • умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах)
  • формирование зрительно-моторной  координации.
  1. Речевой области коры головного мозга:
  • формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса новыми понятиями.
  1. Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.
  2. Координации крупных движений и умение владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и на­выков.
  3. Пространственной ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве.
  4. Формирование навыков учебной деятельности:
  • умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;
  • умение действовать, повторяя показанный образец и правило, а также ознакомление с написанием цифр.

Реализация этих задач с учетом возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию.

Старший дошкольный возраст связан с дальнейшим развитием и перестройкой умственной деятельности ребенка. Расширяется двигательный опыт. Развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабыми, хрящевыми (окостенение продолжается в дошкольный, школьный и подростковый периоды) остаются части кистей рук и ступней ног. Несформировавшаяся и не развитая полностью костно-мышечная ткань рук не позволяет ребенку этого возраста легко и свободно выполнять мелкие и точные движения.

Но дело не только в мышечном аппарате. Скоординиро­ванные движения рук требуют дифференцированной работы мозга. Сложная система управления дробными движениями осуществляется четко дифференцированными и взаимосвязанными процессами нервного возбуждения и торможения. Какие-то клетки коры головного мозга, и, в частности, двигательного анализатора, приходят в состояние возбуждения, другие, смежные, близкие, тормозятся. Эта динамическая мозаика мозговой деятельности требует не только аналитической зрелости мозговой коры, но и выра­ботанных динамических ее функций.

Игры-упражнения учитывают эти особенности, дают детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти занятия полезны для развития мелких и точных движений рук, т. к. от задействованных мышц — сгибательных и разгибательных — постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию.

В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук.

Чем большее число связей между клетками мозга задействовано, тем интенсивнее идет процесс психического развития. Когда ребенок маленький, образование таких связей проходит быстрее и легче. А повторение игр-упражнений с некоторыми усложнениями в движениях и действиях с предметами помогает образованию этих связей. Такие по­вторения на своих занятиях мы проводим, и для правой и для левой руки, равным образом развивая тонкие движе­ния пальцев обеих рук.

Вспомним сказанное И. П. Павловым: «... развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением». Развивая функции обеих рук, мы повышаем уровень организации функций и распределение их между полушариями мозга, левым и пра­вым.

Левое полушарие ответственно за формально-логичес­кое (понятийное) мышление и речь, которые и достигли максимального развития.

Правое полушарие, освобожденное от этой задачи, получило возможность целиком переключиться на развитие художественного мышления, свойственного только человеку, на отражение мира в формах искусства.

Для формирования Человека Гуманного эти способности не менее важны, чем способности к речевому общению. Для творческого развития нужна дополнительная мозговая активизация, раскрепощающая образное мышление.

Такая «межполушарная специализация» — явление не врожденное, а вырабатываемое. Все зависит от конкретной направленности развития способностей личности в процессе воспитания с раннего детства.

Итак, повторяя игры-упражнения, мы совершенствуем, доводим до автоматизма умение решать те или иные двигательные задачи, т. е. вырабатываем двигательный навык, а также индивидуальный стиль движений как таковых, что очень важно как в игровой, так и в учебной дея­тельности.

Но приучать детей к таким занятиям нужно с простых и легких упражнений.  Они трудны, для тех ребят, у которых слабо развиты мотор­ные навыки. В основу этих упражнений заложено развитие таких навыков. Ребенку трудно увидеть и воспринять образец. Он не различает деталей предмета и не может выделить части из целого. Связано это с дефектом восприятия или с плохим зрением. Поэтому очень важно подробно описать образец, проанализировать его изображение и детали и только после этого начинать работать. И наоборот, ребенок видит образец во всех деталях, но из-за неразвитых мелких движений рук он не может его воспроизвести. Ему сложно работать еще и потому, что он видит уже готовое изображение, но не видел, какого делали. Малышу легче действовать с предметами, вырезать, наклеивать, рисовать, писать и т. д. по показу взрослого. Но и в этом случае требуются подробные пояснения.

Работая с детьми, мы, взрослые, встречаемся с удивительными противоречиями. Ребенок как будто очень рано осваивает пространство, правильно ориентируется в знакомом помещении, в картине, рисунке и т. п. Он отличает одну геометрическую форму от другой, ближнее от дальнего, понимает выражения «вперед», «напротив», «между» и другие и правильно выполняет заданные действия. Вместе с тем сами эти признаки и пространственные связи не выделены.  Хорошо зная требования школы к будущей практической деятельности детей, мы с первых занятий уделяем большое внимание развитию и совершенствованию пространственных и временных представлений, ориентации на листе бумаги — «справа, слева, вверху, внизу» и т. д.

Тем самым педагогам нужно стремится:

  • совершенствовать и закреплять чувственные знания о признаках предметов и их взаимосвязях;
  • связывать эти признаки с соответствующими словами, что обеспечивает переход детей от чувственного познания к обобщениям и отвлеченным понятиям;
  • использовать практические действия самого ребенка шире и разнообразнее.

Овладевая понятиями пространства, дети знакомятся и с категориями времени — что необходимо делать сначала, а что потом. Бытовое время: утро, вечер, завтра, недавно, потом; предлоги: перед, после, до, за. Все это представляет особую сложность для усвоения детьми дошкольного возраста. Слабая ориентированность (тем более ее отсут­ствие) во времени и пространстве вызывает впоследствии трудности усвоения многих учебных предметов: чтения, письма, ручного труда, грамматики, математики, физкультуры.

Для развития, совершенствования деятельности обоих полушарий мозга требуется длительное время, но именно с этим связаны трудности пространственно-временной ориентации. Трудности усугубляются обилием вводимых педагогом понятий, терминов пространственных отношений, не­достаточно подкрепленных практикой и жизненным опытом ребенка.

У детей в этом возрасте внимание непроизвольное (произвольное, внутреннее внимание еще не развито). Это значит, что ребенок направляет его туда, где есть что-то яркое, новое, необычное. Поэтому необходимо использовать разнообразное оборудование.  Яркость, новизна, необычность позволяют поддерживать неослабевающий интерес у ребят до конца занятий. Тем самым вырабатывается сосредоточенность, волевое внимание.

В ходе игр, упражнений и тренировок дети начинают непроизвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движениях. Они различают и сравнивают мышечные ощущения, определяют их характер: «напряжение — расслабление», «тяжесть — легкость»; характер движений: «сила — слабость», темп и ритм.

Восприятие ритма как специального предмета познания становится доступным для детей этого возраста. Они с большей уверенностью не только замечают, где именно изменился ритм, но и точно воспроизводят его своими движениями, показывая на выкладываемых предметах различное рас­стояние между ними, воспроизводят воспринятый ритм дви­жениями рук, ходьбой, бегом с остановкой и другими средствами. Чувство ритма обнаруживается в слуховом и зрительном восприятии, в возможности видеть орнамент, что очень важно в собственной деятельности ребенка: музыкальной, изобразительной, аппликационной, конструктивной, также, чуть позже, — в письме. Развитие крупных движений, физические упражнения также формируют восприятие, внимание, мышление, пространственные и временные представления.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук и крупные движения тела, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка.


 

Опубликованно: 08 Ноября 2015 23:45
Copyright © 2017 DS-Garmonia | Создание сайта - Студия Филадельфия