+7(8617)63-13-10, Факс: +7(8617)63-13-10, г. Новороссийск, ул. Набережная 43-а

Меню сайта


Страница старшего воспитателя

Здравствуйте, уважаемые родители, гости моей страницы!  

Меня зовут Ирина Анатольевна  Каткова.  

Я являюсь старшим воспитателем МАДОУ №8 "Гармония".  Немного о себе: образование высшее, стаж педагогической работы более 30 лет.

Предлагаю Вашему вниманию  обзор интересных методических разработок, статей, проектов под моей редакцией.

Рада откликнуться на Ваши рекомендации, всегда открыта  сотрудничеству!

 

МОИ СТАТЬИ

 1. Формирование компетенций в процессе практико-ориентированного обучения и воспитания в муниципальном образовательном дошкольном учреждении детском саду комбинированного вида №8 «Гармония»  муниципального образования города Новороссийск.

   Современной образовательной системе присущи качественно новые модели дошкольного образования, создающие условия для развития компетентностного потенциала педагога в процессе практико-ориентированного обучения и воспитания.  Именно трансформационные изменения современного общества определили стратегические ориентиры государства на актуализацию проблемы формирования профессионально-мобильной личности  педагога, как модели субъектно-субъектного взаимодействия. Данная модель в первую очередь продиктована нормативно-правовой номенклатурой федерального, регионального и муниципального уровней. Основополагающими векторами в формировании и укреплении позиций высоких компетенций явились: закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 (ст.48), Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образовании, профессиональный стандарт № 554 Н, вступающий в силу с 1 января 2017 года.  Если   ФГОС ДОО ориентирует дошкольные образовательные учреждения   на конструирование определенных психолого-педагогических условий, то профессиональный стандарт является важным дополняющим и уточняющим акцентом в формировании компетенции педагога. Именно профессиональный стандарт является системным механизмом, обеспечивающим профессиональный рост педагога,  повышение его  квалификации с целью улучшения качества образования детей.   

    Рассмотрим детально варианты формирования компетенций в разрезе практико-ориентированного процесса на базе дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида №8 «Гармония».  Для нас особо остро и актуально стоит вопрос взращивания профессиональной компетенции в связи с оригинальной формацией  воспитательно-образовательного процесса в полиструктурном ДОУ. В данном контексте речь идет о  компетентностной организации педагогической деятельности с особыми и нормально развивающимися детьми   во всех образовательных структурах нашего детского учреждения. Один из способов преодоления этих проблем, по нашему мнению, это практико-ориентированный подход к подготовке педагогов  нашего детского сада, от компетентности которых зависит качество образования воспитанников с разными вариантами развития. В частности, как уже выше было обозначено, мы  формируем систему практико-ориентированной модели в концепте «Профессиональной педагогической компетентности». Администрацией нашего дошкольного учреждения был взят стратегический курс на положительные преобразования в данном направлении и как следствие,  активизацию деятельности  по оттачиванию профессиональных качеств наших педагогов.  Изначально в помощь обозначенной цели послужило введение, реализация ФГОС ДОО на площадках пилотных  дошкольных учреждений. С этой целью были разработаны:  план мероприятий введения ФГОС ДО, интерактивные формы семинарских и практических занятий по обучению педагогов и повышению их профессиональной компетентности,  согласно правовой плоскости, внедрение и апробация инновационных проектов в ДОУ № 8.  Творческой группой педагогов ДОУ были разработаны интерактивные формы семинарских и практических занятий, предоставляющих возможность формировать потенциал у педагогов при освоении теоретико-практического  материала профессиональной деятельности на базе детского сада. В  процессе семинарских занятий высокую эффективность доказали педагогические задачи и ситуации моделирования, творческие задания, тренинги общения, деловые, позиционные и ролевые игры, педагогические мастерские.  Все интерактивные формы практических занятий с педагогами были направлены на развитие ключевых компетенций, исходя из практико-ориентированной направленности. Речь идет о системных личностных  новообразованиях, влияющих на формирование мотивации успеха в решении сложных профессиональных задач на основе интеграции мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов, внутренних процессов самообразования, самоорганизации, саморазвития и личностного роста.  Таким образом, был выработан следующий алгоритм обогащения профессиональной компетентности: готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения; готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала; умение организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие педагогов и специалистов для решения задач в области  психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в дошкольной образовательной организации.   

   Резюмируя выше описанное, нами был сделан вывод, что основа профессиональной компетентности  в разрезе практико-ориентированной модели – это сформированное и полноценное чувство собственной успешности и полезности; осознание педагогом способности эффективно и продуктивно взаимодействовать с детьми и социумом.

   Все тактические  шаги, предпринятые нами для совершенствования педагогического профессионализма, безусловно, послужили  благоприятной основой для положительной трансформации компетенции в разрезе практико-ориентированного процесса.    В перспективе запланирована планомерная и систематическая работа по формированию и совершенствованию профессиональной компетенции педагогов нашего дошкольного учреждения.

2. ГАРМОНИЯ – победитель краевого конкурса на лучшее ДОО по подготовке к новому учебному году.

Сегодня и представить сложно, что в нашем городе Новороссийске нет  такого авторитетного дошкольного учреждения, как детский сад «Гармония». Этот детский сад радует родителей и их малышей с 2012 года. Но в  действительности, высокопрофессиональный коллектив и многие воспитанники «Гармонии» еще совсем недавно находились в другом здании, в маленьком, внешне неприметном, но не менее успешном и социально-значимом  детском саду «Журавушка». История побед началась именно с Журавушки. Долгим, тернистым, но удивительно интересным был этот путь… Заведующая Диляра Романовна Гафарова в 2001 году с командой педагогов принимают решение пройти обучение в Санкт-Петербурге, перенять опыт работы с детьми раннего возраста, познать основы специального и  инклюзивного образования. Позже состоялись поездки и в столицу нашей Родины – Москву. Обучение не прошло даром, специалисты с энтузиазмом  начали работать над проектом «Консультативная служба ранней помощи», и впервые в Новороссийске появляется возможность оказать профессиональную помощь особым малышам раннего возраста. Трудно переоценить признательность и сердечную благодарность наших горожан за труд, усердие, профессионализм, творческую неповторимость в работе с особыми детьми раннего и дошкольного возраста.   О «Журавушке» знали все, этот садик был светом тепла, надежды и веры для многих семей.  Около 75 ребятишек с удовольствие ходили в маленький, уютный, по-семейному теплый детский садик. И только в 2012 году произошло историческое событие - коллектив переезжает в новое, комфортабельное здание «Гармонии». Условия нового учреждения позволяют реализовать амбиции коллектива «Журавушки» в области интегрированного воспитания и заведующая со своей командой предваряют в жизнь образовательный проект многоструктурного дошкольного учреждения. Начинают работать в полную силу и отдачу, в «Гармонии» кроме консультативной службы ранней помощи, появляются такие структурные подразделения, как «Лекотека», группа кратковременного пребывания «Особый ребенок»,  восемь дошкольных групп комбинированной и компенсированной направленности.  Открытие нового детского сада позволило увеличить спектр вариативных услуг,  предоставить помощь большему количеству семей,  имеющих детей с разными вариантами развития. Обычные дети гармонично соседствуют, обучаются и воспитываются с особыми ребятами, учатся принимать особенности друг друга, дарить сердечную нежность и искреннюю дружбу. «Гармония» становится крепкой педагогической платформой равных стартовых возможностей для различных категорий особых детей, не ущемляющей права ни одного из воспитанников.

Сегодня детский сад посещают более 200 детей и каждому здесь дарят тепло, любовь и радость.

С первого дня открытия  педагоги и специалисты детского сада «Гармония» стремятся осваивать все новое и интересное в образовании, участвовать во всех мероприятиях муниципалитета, региона, Краснодарского края, России.

     Опыт работы сада позволил сформировать стабильный, грамотный, творческий, дружный коллектив, который способен вырабатывать не только единую стратегию воспитания и обучения детей дошкольного возраста, но и побеждать в конкурсах и инновационных проектах.

   В мае 2014 года МБДОУ детский сад №8 «Гармония» становится победителем краевого конкурса среди дошкольных образовательных организаций, внедряющих инновационные программы/проекты.

     Готовясь к краевому конкурсу на лучшее дошкольное учреждение по подготовке к новому учебному году,    коллектив  детского сада провел ряд мероприятий по благоустройству территории и групп, оснащению детского сада к летне - оздоровительному периоду, к новому учебному году, созданию безопасных условий пребывания детей, обеспечению безбарьерной среды,  разработке документации детского сада в соответствии с  предложенными  критериями.

В подготовке к конкурсу участвовали не только сотрудники детского сада, но  и родители. По инициативе родителей была высажена березовая аллея, огород, оформлены клумбы, цветники, которые придали территории детского сада особую эстетичность и красоту.

   Став победителем муниципального этапа краевого конкурса, коллектив вновь поверил в свои силы, воодушевился и проявил инновационный потенциал, ответственность и  со  здоровым профессиональным рвением продолжил участие в краевом конкурсе.

   Победа - особая гордость, раскрывающая возможность самореализации всех сотрудников детского сада, формирующая высокую репутацию среди образовательных учреждений.

    Коллектив «Гармонии» продолжает добросовестно трудиться  в соответствии с девизом детского сада «Учиться жить вместе!».

     Искреннюю благодарность выражает вся команда детского сада Министерству образования и науки Краснодарского края за организацию и проведение таких конкурсов, которые помогают выработать прочные традиции работы в инновационном режиме, обеспечить высокий уровень системы профессионального сообщества дошкольных образовательных организаций края в сфере развития и образования

                                                                                                       3. Гармония в наших сердцах

   В кармане старых домов скромно и уютно расположился   необыкновенный детский сад «Гармония». Казалось бы, что незаурядного может быть  в детском учреждении, каких в нашем городе десятки?!  Но один только взгляд и  настойчивое притяжение внимания случайных прохожих, их  мысли восхищения, каждый раз произносимые вслух, заставляют нас приоткрыть занавес «Гармонии».  Если  театр начинается с гардероба, то наш  детский сад с первого взгляда  поражает гостей стильным оформлением территории и современным экстерьером здания. Безусловно, за всем этим внешним эстетизмом и убранством стоит ответственный труд технического персонала учреждения под требовательным  и внимательным руководством заместителя заведующей по административно-хозяйственной части Утянской Ольги Анатольевны.

    Подстать названию учреждения, стройно и ладно  возглавляет  «Гармонию»  энергичная, справедливая и дальнозоркая  заведующая Коробицина Севиль Серверовна.  Молодой руководитель воодушевляет немалый коллектив на потрясающие профессиональные подвиги,  Значительная часть всего коллектива представлена педагогической командой «Гармонии» - это воспитатели, узкие специалисты, молодые и опытные, но все они пластично сочетают в себе такие качества личности, как обаяние, честность, справедливость, современность, педагогический гуманизм, эрудиция, педагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм, активность, целеустремленность, уравновешенность, способность не теряться в экстремальных ситуациях. Кроме того, наши милые педагоги и младшие воспитатели требовательны, ответственны и коммуникабельны. Не смотря на широчайший арсенал положительных качеств, педагоги нашего детского сада стремятся к вершинам своей профессии. Желание постоянно совершенствоваться  подстегивают достижения маститых профессионалов «Гармонии», отмеченных престижными званиями и отраслевыми наградами. Лучшими педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций Краснодарского края были признаны: Минжулова Светлана Анатольевна, Василенко Наталья Евгеньевна, Голова Ирина Петровна, Разливина Елена Афанасьевна, Мельник Галина Дмитриевна. Также  званием «Заслуженный учитель Кубани» отмечена Минжулова Светлана Анатольевна.  Педагог психолог Мельник Галина Дмитриевна награждена нагрудным знаком «Почетный работник Общего Образования Российской Федерации». Инструктор физической культуры Голова Ирина Петровна награждена почетной грамотой Министерства Образования Российской Федерации.   Конечно же, такой список солидных наград не был бы достижим без методической помощи и профессиональной поддержки старшего воспитателя Ирины Анатольевны Катковой. Ирина Анатольевна являет собой исключительный пример  профессионализма, самоотверженности и преданности общему педагогическому делу!    О каждом из наших сотрудников можно смело сказать, что он богат личностными проявлениями, уверен в себе и значимости своей работы!    Однако не стоит забывать, что работа с детьми близка к служению: ведь в своей деятельности педагоги соприкасаются  с чистейшими душами и сердцами маленьких людей, которые широко распахнуты на встречу нам, взрослым! Поэтому педагогам  нашего детского сада  желаем жить и работать с ГАРМОНИЕЙ в СЕРДЦАХ, в унисон  поющей с детскими сердцами наших воспитанников! 

                                                                                                          4. «Гармония» встречает гостей.

И вновь двери нашего детского сада широко распахнуты. Радостное ожидание, суетливые приготовления. Звучат   крайние наказы заведующей и дружный коллектив «Гармонии» наводит последние штрихи к приезду дорогих гостей…

  27 марта «Гармонию» посетили делегаты Совета молодых депутатов Законодательного собрания Краснодарского края. Прибыли гости в сопровождении представителей средств массовой информации и  наших руководителей Управления образования Елены Иосифовны Середы и Евгении Викторовны Дрюма.

Депутатов интересовало, в какой мере наш детский сад обеспечивает доступность дошкольного образования в рамках краевой целевой программы: «Развитие дошкольного образования».  Несмотря на официальный характер визита, встреча носила теплый и непринужденный характер.  С первых минут внимание гостей привлекли игровые площадки и территория детского сада, которые оснащены современным и интересным для детей игровым и спортивным оборудованием. Кроме того, к благоустройству территории были приложены творческие силы как самих сотрудников детского сада, так и родителей воспитанников: дорожки здоровья, декорированные клумбы, ландшафтные конструкции, «Усадьба кубанской культуры». Заведующей было отмечено, что особую роль в живописной картине территории  играют малые архитектурные формы, приобретенные учреждением на средства выделенные депутатами городской Думы Ерыгиным В. В. и Бекриным Ю. М.  

Помещение детского сада встретило гостей светлым холлом, оснащенным современным техническим оборудованием: информационным киоском, подвесным телевизором, транслирующим ленту мероприятий детского сада.  На центральной стене холла величаво  расположился яркий, красочный информационный стенд «Интегративная школа Детства», демонстрирующий непростую архитектуру  преемственной работы структурных подразделений детского сада,  с размещенными по вкладышам информационными листками, памятками, буклетами, фотографиями. В правом крыле здания детского сада, гостей познакомили с  работой «Консультативной службы ранней помощи»,  «Лекотеки», группы кратковременного пребывания «Особый ребенок».  Депутатам  показали уютные, оснащенные последними дидактическими и интерактивными новинками кабинеты узких специалистов, кабинет врача, массажный кабинет, релаксационную «сенсорную комнату», групповые помещения для особенных детей и  малышей нашего города.  В основной и большей части здания детского сада вниманию делегации представили дошкольные группы.  Заведующая отметила, что каждая группа в детском саду уникальна, рассказав об инклюзивных формах организации особых воспитанников.    Гостям продемонстрировали групповые помещения комбинированных и компенсирующих групп, оборудованных современной мебелью, оснащенных интерактивным оборудованием, дидактическими пособиями, развивающими материалами и разнообразными игрушками. Специалисты детского сада  с удовольствием отвечали на вопросы гостей и  в общих чертах рассказывали о работе комбинированных групп и групп компенсирующей направленности. Гости с увлечением знакомились с каждой деталью интерьера детского сада,  с одобрением и восхищением комментировали  оснащение спортивного и музыкального залов.  

Апогеем встречи стало знакомство парламентариев с  конструкцией «Древо мудрости»,  представшей во всей своей величественной красе  на стене рекреации второго этажа.   «Древо мудрости» является креативным решением по налаживанию и фиксированию обратной связи с родителями воспитанников и гостями детского сада.

Наши дорогие гости  в приподнятом настроении оставили несколько памятных пожеланий на «Древе»: «Пусть все дети будут здоровы! Спасибо, что помогаете малышам и их родителям поверить в себя! Успехов Вам! Процветания!...»

 Эти чуткие, светлые слова  теперь запечатлены не только на «Древе мудрости», но и в наших сердцах!  С теплотой будем помнить о наших гостях, с надеждой на новую яркую встречу! 

                                                         

5. Организация системы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на площадке дошкольного учреждения комбинированного вида «Гармония».

 

    Современные тенденции свидетельствуют  о прогрессивных скачках интеграционных процессов в образовании, о чем  открыто свидетельствует плодотворная деятельность образовательных организаций, центров и служб психолого-педагогического сопровождения детей, нуждающихся в поддержке. Ясное понимание того, что  ребенок с особыми образовательными потребностями не является проблемой, открыло путь к качественному изменению системы образования за счет встроенного в него инклюзивного пространства.  Инклюзивное образование - новое перспективное стратегическое направление образовательной политики и практики, в значительной степени затрагивающее дошкольное образование.  Безусловно, все это отразилось на беспрепятственном решении глобальных задач образования детей с ограниченными возможностями здоровья: обеспечение доступа к качественному образованию, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество; создание для них адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих осуществлять индивидуально ориентированную педагогическую, психологическую, социальную помощь; приобретение ими навыков самообслуживания; коррекция и развитие нарушенных функций организма; оптимальные условия детям с ограниченными возможностями здоровья для получения ими образования вместе с нормально развивающимися сверстниками; формирование у детей с ОВЗ предпосылок к дальнейшему успешному обучению и самостоятельной жизни. Поставленные задачи решаются в плоскости нормативно-правового поля, закрепляющего обязанности и права участников образовательного процесса в следующих основных  актах: Федеральном законе №273 «Об образовании», Указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы», Федеральном Государственном стандарте дошкольной образовательной организации.

   Концепция инклюзивного образования успешно реализуется на базе МАДОУ №8, представляющее современное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида.  Детский сад «Гармония» осуществляет охват широкого диапазона воспитанников с разными вариантами развития следующими структурными подразделениями: консультативной службой ранней помощи для детей  от 2-х месяцев до трех лет, группой кратковременного пребывания «Особый ребенок», Лекотекой, дошкольными группами общеразвивающей, комбинированной и компенсирующей направленности.

   В каждой структурной единице дошкольного учреждения четко прослеживается линия инклюзивных  процессов, обеспечивающих включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду сверстников с разными вариантами развития. Главной задачей МАДОУ №8, реализующего концепцию  инклюзивного образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья является - получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками, успешность социализации, введение в культуру.

  Реализация инклюзивного образования детей с ОВЗ в «Гармонии» реализуется через призму ФГОС и  базируется на создании специальных образовательных условий: психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых, а также развивающей предметно-пространственной среде.  Каждое из условий подкреплено следующими содержательными и организационными подходами, способами, формами:  адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ, разработанная с учетом индивидуальных психофизических возможностей и образовательных потребностей и  в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации; психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения; портфолио воспитанника с ОВЗ; компетентность педагога в области инклюзивного образования с элементами специального образования; партнерское взаимодействие с семьей воспитанника с ОВЗ. С 2014 года успешно реализуется принцип паритетного взаимодействия с родителями детей с ОВЗ, выражающийся в  систематическом использовании технологических механизмов: Фокс-группа, информационно-практическое проектирование семейно-педагогического издания «Учимся вместе», интегративная программа «Микс-досуги». Все перечисленные формы позволяют достаточно плодотворно включать детей, родителей и педагогов в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.  

   Понимая природу развития инклюзивного образования как процесса, становится понятна необходимость анализа его динамики. Развитие

инклюзивного процесса в дошкольном образовании состоит из ряда различных подпроцессов, многие из которых нуждаются в отслеживании. На

решение этих задач направлен мониторинг. Мониторинг в образовании - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.

Полезность информации, полученной в ходе мониторинга, приобретает чрезвычайное значение с двух позиций: с точки зрения потребностей управления (на разных уровнях системы) и с точки зрения потребителей информации - педагогов, учащихся, родителей, социума в целом.

В дошкольном образовательном учреждении собирается достаточно большой объем информации по разным направлениями его деятельности, полученная информация анализируется и по итогам делаются выводы и принимаются управленческие решения.

В условиях инклюзивного дошкольного учреждения мониторингом сопровождаются следующие процессы:

1) динамика в количестве воспитанников с ОВЗ, нуждающихся в создании специальных условий для освоения ими адаптированной основной образовательной программы;

2) динамика в количестве воспитанников, не освоивших адаптированную основную образовательную программу;

3) динамика в количестве воспитанников с ОВЗ, нуждающихся в создании специальных условий для освоения ими адаптированной образовательной программы;

4) динамика в количестве воспитанников с ОВЗ, не освоивших адаптированную образовательную программу;

5) состояние предметно-пространственной развивающей среды (включая специализированные средства для детей с двигательными и сенсорными нарушениями);

6) готовность педагогов и повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, реализующих инклюзивную практику;

7) общественное мнение (родители, педагогический коллектив, внешние эксперты)относительно процессов инклюзивного образования;

8) опрос педагогов о затруднениях при организации коррекционно-образовательного и воспитательного процесса; по взаимодействию с родителями и др.;

9) взаимодействие дошкольных учреждений со школами (определение возможного контингента детей, поступающих в школу);

   Мониторинговые исследования требует составления программы. В программе изложены цели, задачи, описание и обоснование модели объекта и предмета, дано обоснование методики сбора информации, её обработки и анализа, определены сроки проведения работ, их исполнители и другие элементы организации соответствующей деятельности. Поэтому программа является основой практической работы исследователей и предваряет другие этапы мониторингового исследования.

Реализация мониторингового исследования предполагает разработку отдельного организационного проекта, разработку организационных форм внедрения проекта, то есть требует материально-технических, финансовых и правовых ресурсов.

В целом от постоянного наблюдения и анализа изменений во многом зависит качество инклюзивного процесса, который в своем развитии может прогрессировать, стагнировать или регрессировать. Чтобы предупредить ситуацию неблагоприятного течения  инклюзивных процессов в ДОУ необходимо:

  •  вести целенаправленную подготовку, переподготовку и повышение  квалификации педагогов для работы с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста;
  • формировать  в обществе,  у педагогов и родителей нормально развивающихся детей толерантное отношение к детям с ОВЗ, пропагандировать идеи интеграции и инклюзии детей с ОВЗ;
  • учить родителей  детей с ОВЗ, методам их воспитания, обучения и реабилитации.
  • Учиться фактическому сотрудничеству с родителями,  открытости педагогов информации от родителей о методах взаимодействия с их ребенком.

   Сегодня стало понятно, что произошло глобальное переформатирование образовательной системы, выражающиеся в организационных, содержательных, ценностных изменениях, в ценностных установках, в понимании роли педагога и родителей, в педагогическом процессе вообще. Без сомнения большинство садов уверенно реализуют концепцию инклюзивного образования в соответствии с ФГОС, ориентирующих на педагогическое взаимодействие с   каждым ребенка с разными образовательными потребностями.

 

 

                             












































































 

Опубликованно: 02 Апреля 2017 20:19
Copyright © 2017 DS-Garmonia | Создание сайта - Студия Филадельфия